Компания Михаила Фишера заказывает проект жилого квартала в Челябинске студии Артемия Лебедева. Если бы местный бизнес обратился к ведущим архитектурным студиям на российском рынке, я бы понял и искренне порадовался за город. Но выбор, который пал на Лебедева, я не могу объяснить ничем, кроме того, что это чистейший без примесей пиар. Артемий Лебедев не является архитектором.
Раз в году в Москве проводится Всероссийский форум недвижимости MAPIC Russia. В тучные годы там демонстрировали самые перспективные девелоперские проекты. Я называл это ярмаркой тщеславия. Когда планировалось строительство наших крупных торгово-развлекательных центров «Алмаз» и «Родник», заказчики приезжали именно на MAPIC.
Всех посетителей таких мероприятий можно разделить на две части: столичные чуваки, которые просто приходят потусить, и провинциальные девелоперы, которые приезжают в поисках архитектурной студии или консультанта. Их видно: они ходят важно, но неуверенно.
Кроме девелоперов на форуме всегда представлены стенды крупных консалтинговых компаний. Молодые люди в хороших костюмах предлагают вкусное шампанское. На их стендах — бомбические проекты, в которых они участвовали. Башня Федерация. Москва Сити. Грандиозность подавляет.
К гостю из глубинки подходит консультант: «Чем могу помочь?» — «Вы знаете, мы в Челябинске строим новый ТРК». — «Очень хорошо!» Откуда-то сверху спускается еще более дорого одетый и респектабельный молодой человек. Гостя приглашают в VIP-зону, выпить еще более вкусное шампанское. Неспешный, уверенный, внимательный вице-президент консалтинговой компании вежливо выслушивает рассказ о «районнике» — типичном ТК, которых он навтыкал по России десятки. Но тут слушает как в первый раз — такой интересный проект!
Обмен визитками. Приглашение в штаб-квартиру консалтинговой компании, куда-нибудь в «Москва-Сити», откуда можно насладиться роскошным видом на Краснопресненскую набережную. Двухминутная беседа с самим президентом. Гость должен почувствовать себя очень важной персоной, а объект — исключительно прекрасным. И нужно заключить с ним договор, пока провинциальная прижимистость не победила жажду демонстративного потребления, так свойственную нашему бизнес-сообществу.
Ценник у таких столичных компаний — плюс ноль к челябинским расценкам. То есть в десять раз дороже.
А потом начинается самое интересное: москвичи начинают звонить местным архитекторам, проектировщикам, девелоперам: «Ребята, у нас появился в Челябинске объект, нам нужен local partner. Могли бы вы взять на себя ту или эту часть». Могли бы, конечно.
И вам в жизни никто не признается публично, кто на самом деле спроектировал тот или этот ТРК. Все красиво упаковывается в фирменную московскую историю. Потому что уровень тульского пряника в упаковке от Артемия Лебедева не чета просто тульскому прянику.
Примеры приводить не буду. Они есть, но информация закрыта. Этот сценарий проигрывается регулярно. Вот, пожалуй, хороший пример: ребята из Екатеринбурга разрабатывали концепцию нашего конгресс-холла «Крылья» за 10 миллионов рублей. А мы делали для Екатеринбурга аналитику всех сегментов рынка, примерно за 300 тысяч рублей: у нас статистические наблюдения за рынком с 2014 года, им просто негде взять такой массив данных.
«Вы что, Ни, не могли сами принять участие в конкурсе на проектирование, что ли?» — спросила меня следователь, когда я давал показания в рамках уголовного дела по строительству конгресс-холла в качестве свидетеля.
Не мог. Я знать о нем не знал. Эту информацию сообщают, видимо, строго «кому нужно». Аналогичная история была с конкурсом на соучастное проектирование, скажем, парка Гагарина, о нем тоже никто ничего не слышал. DevelopmentPro выиграл — и что? Идеи нарисовали, фишки повтыкали, отчет отправили, деньги получили. Это к вопросу об открытых конкурсах.
Заказ проектирования жилого квартала в Челябинске дизайнеру Артемию Лебедеву — из той же серии: столичные имена действуют гипнотически на челябинских предпринимателей. Кто такой Артемий Лебедев в мире архитектуры? Никто. В мире дизайна — да, все понятно. Но архитектурных проектов у него нет.
Я наблюдаю за архитектурными студиями-компаниями России, которые сейчас на слуху: Т+Т Architects Сергея Труханова, архитектурная группа DNK Константина Ходнева, «Моспроект-5» Сергея Ткаченко, архитектурное объединение «SPeeCH» Сергея Чобана. С Трухановым и Ткаченко мы сотрудничали. Это звезды, лауреаты профессиональных конкурсов и премий, авторы самых амбициозных и ярких проектов последних лет: интерьер новой штаб-квартиры Сбербанка, проект застройки Иннополиса, дизайнерский бизнес-центр «Нео Гео», проект развития «Севкабель Порт» в Питере…
Если бы местный бизнес обратился к ведущим компаниям на рынке, я бы понял и искренне обрадовался, что в Челябинске появится архитектурный объект культурного наследия, которому не надо ждать этого статуса сто лет.
Да и среди местных компаний есть весьма достойные: архитектурная компания «Эшер», «Арх-дизайн» Владимира Зеленко («Аркаим Плаза» и GreenPlex), «ЮК-студия» Натальи Кремянской (ее последний проект — «Союзпищепром» на Свердловском проспекте, совершенно космический), есть талантливый Дмитрий Ступин, правда, уже в Екатеринбурге. Есть великолепные архитекторы Казаковы, выходцы из Челябинска, сейчас в Москве, — они авторы реконструкции Челябинского ТЮЗа. Словом, у нас есть истинные творцы, талантливые художники.
Дело тут не в предпочтении московских партнеров местным, а в профессионализме и компетенциях. Это рынок.
Выбор, который пал на Лебедева, я ничем не могу объяснить, кроме того, что это гарантированный, без примесей пиар и желание продемонстрировать местным элитам, что мы тут не лыком шиты и предпочитаем употреблять товары и услуги исключительно класса люкс.
Да, Лебедев, в этом ряду, безусловно. Но при чем тут проектирование жилого квартала? Для пиара можно и Бузову пригласить.
*Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции