Недавно стало известно, что в проекте строительства «РМК-Арены» на северо-западе Челябинска произошли изменения: за счет увеличения территории застройки количество зрительных мест возрастет до 8 тыс. человек. То есть по концертной емкости спортивное сооружение будет сопоставимо с ледовой ареной «Трактор». Детали будущего проекта директор «РМК-Арены» и президент баскетбольного клуба «Челбаскет» Николай Сандаков пока не раскрывает, однако темы для большого разговора нашлись: о детском спорте и зависимости от гаджетов, смене тренерского состава и конкуренции с челябинской хоккейной командой.
— В этом сезоне у команды «Челбаскет» новый тренер. С чем это связано?
— Да, уже третий по счету. Первым тренером возрожденного «Челбаскета» в 2020 году стал директор клуба Максим Перцев. Потом ему на смену на полтора сезона пришел Евгений Сорокин, а теперь вот Алексей Миронов. Мне кажется, что он находится в той же точке тренерской карьеры, что и спортивный клуб. Ему было сделано предложение расти вместе с командой. И он этот вызов принял. Посмотрим, что получится. Сейчас в принципе многое проходит в режиме эксперимента.
— А что в женском баскетболе?
— В возрожденную «Славянку» тоже пригласили нового тренера — достаточно серьезного, интересного. Захар Чернявский — уже титулованный по молодежным и детским проектам, но со взрослой командой возможности работать в качестве главного тренера ему пока не предоставлялось. Тут та же история: глаза горят, потенциал огромный, и в этом смысле интересы тренера и клуба сошлись. У них сложился хороший тандем с Михаилом Карпенко, курирующим детско-юношескую баскетбольную лигу, которая сильно прогрессирует под его руководством в последние два года. Там сильный тренерский состав, интересные девчонки — но, к сожалению, из-за десятилетнего провала многое потеряно.
Я раньше был уверен, что в клубной пирамиде самое главное — отстроить нижнюю ступень: детский спорт, школьный баскетбол. Но практика последних лет показала, что это хотя и, безусловно, крайне важно, но без «флага» — главной команды, которая становится драйвером, — ничего не получится. В женском баскетболе вся пирамида была отстроена — не было только вершины, профессиональной женской команды. Ну и покажите мне, где спортивные результаты? Даже сильную студенческую женскую сборную собрать так и не удалось. Хотя в городе фактически три сильные баскетбольные школы, где почти половина занимающихся — девочки. А спортивного резерва нет. Сейчас уже совсем другая история.
С этой точки зрения «Челбаскет» — самый патриотичный баскетбольный клуб страны: такого числа местных спортсменов нет больше нигде. И если раньше это было скорее обузой, не позволявшей стремиться к более высоким пьедесталам, то теперь кадровый спортивный потенциал позволяет играть на лидирующих позициях в Высшей лиге. В «Славянке» пропорция «свои — чужие» пока чуть хуже, чем в «Челбаскете», но тем не менее уже три девчонки в основном составе играют в профессиональной команде мастеров. И, глядя на них, девчонки из спортивных школ, которые с ними вот только вчера в одной команде играли, тоже подтягиваются: перед глазами появляется некий ориентир, а это уже совсем другая энергия.
— Что должно сложиться, чтобы «Челбаскет» оказался в Суперлиге?
— До недавнего времени считалось, что для того, чтобы играть в топовой лиге, команде по большому счету достаточно найти спонсора, нанять легионеров и пошить форму. И есть немало команд, которые играют в Суперлиге и в Лиге ВТБ, но при этом не создали собственной спортивной школы, не несут, по сути, никакой идейной нагрузки. На мой взгляд, такой подход неприемлем. Вот была, к примеру, отличная команда «Химки». С огромным бюджетом. Потом деньги кончились, и команда распалась. Ничего не осталось. Причем в одной и той же лиге могут играть команды, бюджет которых разнится в пять-семь раз, не на доли процента. Это тот самый случай, когда деньги решают многое, но не все. Решает правильный подбор игроков, качество тренировочного процесса, атмосфера в команде.
В команде «Челбаскет» из пятнадцати игроков одиннадцать — воспитанники челябинской школы баскетбола. Идти в другую лигу без спортивного кадрового резерва — глупо и нерационально. К тому моменту, когда команда заявится в Суперлиге, это соотношение должно сохраниться хотя бы в пропорции 50 на 50, а в Лиге ВТБ как минимум треть команды должна быть из «своих». По ощущениям, это перспектива, хотя сейчас трудно что-то загадывать, ближайших пяти-шести лет. При хорошем агрессивном менеджменте.
— Почему, на ваш взгляд, в нашей стране баскетбол не стал таким популярным видом спорта, как в США, где это почти религия?
— В России в принципе нет спорта, который стал бы религией.
— А футбол, хоккей?
— Ну нет, конечно.
— Но даже человек, далекий от спорта, сможет назвать с десяток имен знаменитых футболистов, хоккеистов.
— И что? Иисуса Христа тоже все знают, а в церковь ходят всего два процента. Так что это не говорит ни о чем. В Америке подход к спорту совершенно иной. Вообще считается, что в мире есть две принципиально разные системы подготовки профессиональных спортсменов: американская и французская. В США нет спортивных школ как таковых. Но все ученики в старших классах играют в один из четырех видов спорта, участвуют в соревнованиях. В любой американской школе проводится минимум полсотни игр за сезон. А во Франции всё наоборот: там спортивные школы. И на первый взгляд кажется, что американская система доказала свое явное преимущество, но давайте не забывать, что 33 спортсмена из Франции сегодня играют в NBA — больше, чем из любой другой страны. А мы, в свою очередь, пытаемся сочетать эти форматы. Да, есть спортивные секции, но вместе с тем баскетбол прописан в государственном образовательном стандарте. Сегодня только в школьных лигах баскетболом занимается около восьми тысяч человек, в этом году на «КЭС-Баскет» заявилось 538 школьных команд.
— А вообще сложно развивать баскетбол в городе, где все болеют за хоккейную команду?
— Челябинск — все-таки город-миллионник, тут всем места хватит. Да и на самом деле наш главный конкурент — вовсе не «Трактор». А два экрана — смартфон и телик — и диван. Мне в жизни выпала возможность поэкспериментировать обходиться без гаджетов и соцсетей. И я вам скажу, это просто другая жизнь. Потому что смартфон забирает массу полезного времени. И дети, поскольку их воля слабее, чем у взрослого человека, еще хуже этому противостоят. Альтернативой в этом смысле может быть только спорт.
К сожалению, психология подрастающего поколения, которая навязывалась массовой культурой в течение пары-тройки последних десятилетий, выглядит примерно так: «жить надо в кайф». Пора уже переступать через эти глупости. Показывать, что жизнь — это несколько сложнее. Что придется преодолевать трудности, стремиться, развиваться, иначе ничего не добиться. Спортивная арена — это то место, где все это можно в полной мере опробовать. Мы на всё смотрим через эту призму: сколько детей это приведет к баскетбольным кольцам?
— И что же может побудить их отложить смартфон и взять в руки мяч?
— Кстати, есть на этот счет любопытное исследование: если выбор, каким видом спорта заниматься, за ребенка делают его родители, то в 70% случаев это будут единоборства. Люди таким образом, наверное, прорабатывают свои комплексы: им хочется, чтобы ребенок умел за себя постоять. А если у семилетнего ребенка спросить, чем бы он сам хотел заниматься, то на первом месте, в 16% случаях, это будет баскетбол. А единоборства — даже не на втором месте.
Не зря баскетбол в качестве ОФП присутствуете в тренировочной программе спортсменов разных видов спорта: и борцов, футболистов, хоккеистов. В баскетболе постоянное взаимодействие в команде, требуется высокая скорость принятия решений, а сложность правил — едва ли не самая высокая среди игровых видов спорта, что требует огромной концентрации внимания. Я до того, как стал заниматься баскетболом, ни одного математического примера решить не мог. А через год стал призером предметной олимпиады. Великий шахматист Михаил Ботвинник как-то сказал, что если бы не было шахмат, он бы играл в баскетбол, потому что с точки зрения развития интеллекта это хорошая замена.
И, кроме того, мы за ребенком приходим в семь-восемь лет, когда спортсменов по остальным видам спорта уже разобрали: за будущими футболистами, каратистами, гимнастами уже пришли. И тех детей, которые вдруг остались не у дел, забираем. Если бы не баскетбол, с высокой долей вероятности спорта в их жизни не было бы совсем. А что такое мальчик без спорта? Это совершенно иная гражданская, экономическая единица. Другая личность, в конце концов.
Поэтому своим сыновьям я сразу поставил условие: спорт должен быть обязательно, но у них есть три попытки, чтобы сделать окончательный выбор. Младший вот попробовал одну секцию, перешел в другую, потом пришел в плавание. Через полгода заупрямился, но всё: раз пришел — занимайся. Сейчас, кстати, в Сургуте представляет область на региональных соревнованиях. У него в двенадцать уже второй взрослый разряд, а к пятнадцати он мечтает стать кандидатом в мастера спорта. Получится — отлично, нет — ничего страшного, но спорт все равно должен сопровождать, особенно мальчика, всю жизнь.
— А как же распространенное мнение, что сильный крен в спорт лишает ребенка нормального, «человеческого» детства?
— Дети, которые занимаются в секциях, — они же все на виду, растут на моих глазах. И я вижу, что они любят баскетбол — безусловно, сумасшедше, спят в обнимку с мячом. И это позволяет подтягивать какие-то другие аспекты: к примеру, угроза лишить тренировки за плохую оценку — горе неописуемое.
Зародится ли в сердце ребенка эта любовь к спорту, во многом зависит от тренера. Конечно, все мечтают воспитать будущего чемпиона. Но 99% детей, которые занимаются в секции, профессиональными спортсменами не станут. Стоит задача сделать их порядочными людьми, достойными членами общества. Хорошими мужьями, отцами, сыновьями. И спорт — только лишь инструмент. Поэтому, как мне кажется, этические установки в тренерской работе должны быть подчас важнее спортивных результатов. К примеру, как быть, если во время тренировки тренер орет на детей матом? И ведь хороший тренер, успешный, под руководством которого дети выигрывают чемпионаты. Но, на мой взгляд, это совершенно неприемлемо и не заслуживает никакого оправдания, потому что он накачивает детей негативной энергетикой для получения сиюминутного результата. И когда мне на голубом глазу утверждают, что невозможно обойтись без мата в спорте, на стройке и на войне, я привожу в пример Александра Суворова и Федора Ушакова, которые не проиграли ни одного сражения и не произнесли за всю жизнь ни одного матерного слова. И точно так же всем на входе честно говорю: «Чуваки, не пьем. Никто. Совсем». Ну вот есть у меня такой бзик, придется смириться: если тренер или менеджер вдруг дыхнул перегаром — сразу до свиданья.
— А как в вашей жизни появился баскетбол?
— Вот прямо с самого начала, про далекий 1984 год? Ну хорошо. Я переехал в Камызяк в Астраханской области, перешел в новую школу. Было второе полугодие третьего класса. И я пришел на первый урок физкультуры. Там нас встретил Сергей Дмитриевич Молчанов, дал в руки оранжевый мяч и заронил любовь к баскетболу на всю жизнь. Вы же должны помнить то время, что вообще в стране происходило: все вокруг пили-курили, а некоторые уже и кололись. А мы играли в баскетбол. И я безмерно за это своему первому учителю благодарен. Есть в моей жизни несколько человек, которые кардинально изменили мою судьбу. И он был первым. И когда в апреле этого года мы проводили здесь, в Челябинске, чемпионат России по баскетболу, я его пригласил. Оказалось, он до сих пор работает учителем физкультуры в той же школе, у него вообще, по-моему, в трудовой книжке всего одна запись. Все так же дает в руки пацанам оранжевый мяч.
— А вы его дали старшему сыну?
— Он был одним из самых перспективных в стране, но, к сожалению, травма оказалась несовместимой с дальнейшей карьерой в профессиональном спорте. Но баскетбол — это все равно любовь навсегда. Сын поступил учиться на спортивный менеджмент. Это очередной эксперимент, на сей раз образовательный, по подготовке управленческих кадров для спорта, на базе «Синергии»: чуть ли не весь менеджмент «Челбаскета» в полном составе слушает лекции по управлению спортивными организациями и спортивными сооружениями. В свои неполные восемнадцать сын уже ведет три молодежных проекта как линейный менеджер. Там задачи несложные: купить билеты, заказать форму — но, не пройдя эти низовые управленческие этапы, двигаться дальше нет никакого смысла. И тренирует одну из студенческих команд. По двенадцать часов в день тратит на баскетбол — как менеджер, как тренер, практически на волонтерских началах. Это его выбор, которым я горжусь.