Дорога Джабык — Париж после пожара, прошедшего месяц назад в Карталинском районе, превратилась в стиральную доску. Сравнение вполне уместное, потому что поездка в Джабык от Парижа превращается в объезды ям и ухабов или тряску, будто едешь не на авто, а в обозе, — и приходится стискивать зубы, то ли от злости, то ли от дискомфорта.
Во время пожара и без того не в лучшем состоянии дорогу добили тяжелой техникой, тракторами и автоцистернами. Когда после огненной стихии я приготовила вещи первой необходимости для погорельцев и собралась в командировку, муж машину мне не дал. Пожалел. Впервые за не помню сколько лет. Пришлось ехать на такси, но и таксисты дорогу не жалуют.
«Летом много рейсов приходится делать. Люди целыми семьями едут купаться на карьер в Джабык. Или свои машины жалеют, или оттого, что купаться поблизости негде, приезжают. Мы возим, дорога была чуть получше. А в эти дни ее совсем разбили», — рассказывал мне по пути сговорчивый сельский таксист.
В это время пейзаж из окна автомобиля говорил о безысходности перед природной стихией: выжженные поляны, обгоревшие сосны, ни птицы, ни букашки на много километров. А до пожара трасса на Джабык была главной фишкой Парижского полумарафона. Приезжавшие легкоатлеты — в один год их собралось две тысячи человек со всех уголков страны — любили соревнования за живописный вид, свежий сосновый воздух и деревенский колорит. В этом году организаторы отменили забег: трасса выгорела, да и проводить праздник спорта там, где люди лишись жилья, неуместно.
Эта дорога никогда не была асфальтовой. Странно, но небольшой 19-километровый отрезок автодороги регионального значения оставался просто насыпным. Джабык хоть и окружен лесом, но это далеко не тупиковая точка на карте. Вообще, Джабык — это железнодорожная станция, откуда десятки грузовых машин увозят разный груз в Магнитогорск, а из действующего карьера в Новокаолиновом мрамор развозят вообще по всей стране.
Дорога связывает два района — Карталинский и Нагайбакский. По ней в ближайший город Магнитогорск через Париж и Фершампенуаз едут жители окрестных деревень Запасное, Новокаолиновый, Анненское, Еленинка. Их, жителей, конечно, не так уж много по количеству населения, но ведь это не значит, что они менее достойны качественной инфраструктуры. По данным регионального Миндора, только за последний месяц было зафиксировано 22 обращения южноуральцев в соцсетях по качеству этой дороги.
От Парижа до Фершампенуаза дорогу отремонтировали в течение двух лет в 2017—2018 годах. Тогда полумарафон только начинал набирать популярность, а показывать туристический Париж через разбитые дороги было совсем смешно. Власти Нагайбакского района как только не ухитрились, но добились асфальтирования 30-километрового участка. А про Джабык как-то все забыли. До пожара.
Помочь с асфальтированием дороги на Джабык губернатор Алексей Текслер попросил президента Владимира Путина в ходе осмотра главой государства пострадавших от пожара территорий. Уж если людям пришлось потерять все нажитое трудом, силами и здоровьем, пусть компенсация потери будет хоть немного, но восполнена шире этих сгоревших вложений. В Джабыке появится ФОК, тем, кто потерял единственное жилье, строят новые, больше прежних, дома, бесплатно проводят коммуникации, спишут долги за электроэнергию. И дорога должна быть настоящая, новая, ровная и безопасная.
А у организаторов полумарафона наконец-то появится возможность зарегистрировать асфальтовую трассу и провести настоящий марафон.
Мнение автора колонки может не совпадать с мнением редакции