Рецензия на киноленту режиссера «Гонки» и «Игр разума» Рона Ховарда.

В основе классического произведения Германа Мелвилла «Моби Дик» лежит реальная история. Она случилась в 1819 году с моряками-китобоями корабля «Эссекс», которые отправились на промысел из штата Массачусетс. Судно потерпело крушение, но оно не наскочило на рифы, не село на мель и не стало жертвой пиратского налета. Деревянный корабль несколько раз протаранил огромный белый кашалот. Выжили 20 человек, и им пришлось долгое время дрейфовать на трех шлюпках. Эта история легла в основу фильма Рона Ховарда «В сердце моря».

Важно понимать, что именно история команды «Эссекса», случившаяся в начале XIX века, лежит в основе фильма, а не книга Германа Мелвилла. В противном случае вы завысите свои ожидания. Не стоит обманывать себя, грезя о баталиях кита с кораблем, ибо огромный монстр Моби Дик здесь далеко не главный герой.

                          In-the-Heart-of-the-Sea-5.jpg

Моби Дик появляется в фильме от силы минут на 20. Он красиво нарисован, действительно внушает трепет своим видом. Однако белому кашалоту будет сложно вас удивить. Прежде всего, если вы смотрели трейлеры, значит, вы видели все кадры с участием Моби Дика. Ничего нового фильм не предложит. Кроме того, хочется поругать монтаж и оператора — нет в фильме такого кадра, на котором бы Моби Дик смаковался «в полный рост». Хвост его мы рассмотрели во всех подробностях — все шрамы, ссадины и побои, полученные в боях с матросами — а вот тушу целиком так и не увидели. Что еще обиднее, Моби Дик здесь действительно представляется как монстр. Он только-только появился и тут же уничтожил судно бедных людишек. Уничижительный тон здесь тоже неслучайно. В фильме люди ничего кашалоту не противопоставили, он их разметал, словно Годзилла, отделавшись лишь легким испугом в виде одного гарпуна.

Одна из главных проблем «В сердце моря» — отсутствие борьбы. Киты и люди главенствуют по очереди. Вначале нам показывают китобойный промысел, а затем — людобойный. Нет никакой личной вендетты. Главный герой озлоблен на Моби Дика потому, что он китобой, а не потому, что монстр ущемляет его гордость, ранит его. В книге Моби Дик рисуется чуть ли не равным человеку, они борются, там у монстра вырисовывается своя личность, а здесь это безжалостный кусок мяса. В итоге получается, что мужественный альфа-самец Крис Хемсворт выглядит так, будто он, как и остальная команда, боится оказаться под многотонным белым телом. Нет такого, что главный герой кидается на амбразуру, норовит наброситься на кашалота с кулаками и орет в море: «Ну давай!»

                          np091615_heartofthesea_article.jpg

Нет борьбы и после того, как кит расколол в щепки корабль. Люди, измученные голодом, жарой и безнадегой, мирно сосуществуют в шлюпках. Нам попытались показать драму о выживании, о кощунстве и немного о каннибализме. А получилось так, что все вокруг любезные и даже не против застрелиться, чтобы друзья его съели. Вся вторая половина фильма, посвященная дрейфу по морским гладям, смотрится очень тяжело — в ней нет ни драмы, ни интриги. Остается просто ждать, пока герои куда-то приплывут… или не приплывут. На этом затянутом фоне теряется и выглядит неуместной натуралистская мораль и дилемма перед собственной совестью персонажей. Проще говоря, сценарий во второй половине фильма хромает на обе ноги.

Все хорошо лишь в первый час. Происходящее на экране затягивает: все эти веревки, паруса, штурвал и мельтешащие туда-сюда матросы. Выглядит очень интересно и даже познавательно, ведь не каждый день удается, к примеру, посмотреть на кита изнутри. В первый час смакуются море, парусный корабль — прямо-таки в лучших традициях Ивана Айвазовского. Вода играет бликами, волны разбиваются о борта судна, шторм обрушивается на палубу. В 3D картинка получается очень живой. В первой половине даже есть драма, которая неожиданно выстраивается вокруг самого ремесла героев. Уж больно жалко становится беспомощных громил-китов. Увы, вся красота и эмоции первого часа теряются, и дальше зрителя ждет уныние и бесхребетность.

                           heart_a.jpg

ВЕРДИКТ

«В сердце моря» — фильм, быстро теряющий свое очарование. Шаблонный сюжет не сумел обрасти какими-то отличительными чертами, поэтому зрителю не додали эмоций, накала, размаха и заставили разлюбить то хорошее, что показали за первые 60 минут экранного времени.

ОЦЕНКА — 5 из 10

В российском прокате с 3 декабря.