В Челябинском Доме архитектора журналистам презентовали не новый, но амбициозный проект. На участке, ограниченном улицами Братьев Кашириных, Салавата Юлаева и Академика Макеева (по большей части вблизи Кашириных) будет создана рекреационная зона с аквапарком, торговыми улицами, детскими площадками, фудкортами и всесезонными развлечениями для всей семьи.
Проект задуман Олегом Колесниковым — депутатом Госдумы, более известным в Челябинске как крупный предприниматель (технически этот участок земли использует его теща, Софья Каримова. — Прим. ред.) — еще несколько лет назад, однако судебные процессы и пандемия мешали бизнесмену подойти к вопросу более конкретно. До тех пор, пока губернатор Алексей Текслер в разговоре с Колесниковым (о его депутатских полномочиях в регионе напомнил в разговоре с журналистами сам депутат Госдумы. — Прим. ред.) не подчеркнул, что аквапарк — необходимый для Челябинска центр притяжения и показатель успешности всего города. Тем более что вокруг масса жилых микрорайонов, которые обеспечат аквапарку и комплексу в целом до 350 000 потенциальных посетителей, живущих в микрорайонах, расположенных неподалеку от планируемого к постройке комплекса.
О концепции и ее интеграции в городскую среду рассказала представитель застройщика Ольга Труфакина — член совета директоров группы компаний «Весна» Напомним, что именно «Весна» открыла для Челябинска гастромаркет «Белый рынок» в 2019 году.
На картинках презентации обозначены конкретные цифры — 25 000 квадратных метров аквапарка (это по площади примерно десять «Белых рынков»), из которых 13 000 «квадратов» — аквазоны и еще 2 500 — «чистой воды». А также 15 бассейнов, 17 аттракционов, 13 бань, отдельный бассейн на крыше и еще один с искусственной волной.
Ольга Труфакина листает слайды презентации, тычет указкой в красивые картинки, а Олег Колесников согласно кивает.
«Вокруг аквапарка вырастет большая торговая, развлекательная и пешеходная улица, где будут развлечения для всей семьи, от младенцев до пожилых людей: небольшие магазины и пекарни, детские площадки, фудкорты. В центре улочки сделаем площадь с ратушей, где зимой можно будет заливать каток. Кроме того, предусмотрены офисные помещения для арендаторов. Тогда получится реализовать концепцию „коротких связей“, когда жителям северо-запада можно будет работать и отдыхать возле дома, а не ездить каждый день в центр», — рассказывает госпожа Труфакина.
«А для тех, кто все-таки будет ездить, сбоку от комплекса запустим монорельс: скоростной трамвай из „Ньютона“ до центра города», — подхватывает господин Колесников.
«Это прекрасная история образования нового локального пространства в Челябинске, — вступает в разговор главный архитектор города Павел Крутолапов. — Разумеется, требуется архитектурная проработка, чтобы, Олег Алексеевич (кивает Колесникову), у нас получился не только нужный, но и красивый объект. Также хотел бы обратить внимание автора проекта (тут Крутолапов смотрит на сидящего напротив Кирилла Кугаевского, одного из самых талантливых и перспективных архитекторов Челябинска) на сомасштабность строений и запрограммированную проницаемость. А в остальном нам все очень симпатично».
Вся торговая улица вместе с аквапарком будет застроена в 1—2 этажа, а фасады ожидаются смешанными — немного исторических зданий в духе неоклассицизма, немного нейтральных технических помещений и ратуша с башенками и часами. Такой микс, по словам автора и архитектора Кирилла Кугаевского, будет радовать глаз, служить отличным фоном для прогулок и фотографий:
«В Челябинске практически нет исторического центра, мы искусственно создаем среду, которая может напоминать европейские узкие улочки с площадями и красивыми домами. Подчеркну, мы не будем строить средневековый город, мы берем основные принципы организации пространств, но архитектура будет современная», — уверяет господин Кугаевский.
Проект малых зданий городка только отправляется в работу, а вот аквапарк готов процентов на 80: «Аквапарк изначально проектировала не моя компания („Аксио“. — Прим. ред.), получили его почти готовым от застройщика, заказчика. Мы его дорабатываем: новые фасады и другой входной узел будет. Там очень подробно разработана аквазона, то есть самое трудное и главное уже сделано», — раскрывает карты Кирилл Кугаевский.
По словам Олега Колесникова, ранний проект был подготовлен архитектором Михаилом Марсовым и проектным институтом Виктора Векселя («ИнфорМА»). Правда, те версии включают в себя и аквапарк, и торговые площади под одной крышей, но разделить пространства не составит труда. Чертежи прошли все согласования и экспертизы, а значит, строительные ограждения на участке могут появиться уже в начале марта:
«Планируем летом развернуть полноценное строительство. Аквапарк будет построен за два года и два миллиарда рублей. Еще год и два миллиарда уйдет на строительство сопутствующих объектов», — подчеркнул Олег Колесников.
То есть общий объем инвестиций в проект оценивается в 4 млрд рублей. Однако пул инвесторов окончательно не определен. На вопрос корреспондента ИА «Первое областное», будет ли Олег Колесников сам вкладывать деньги в реализацию проекта, он ответил: «В том числе я и группа компаний».
«Пожалуйста, уделите внимание озеленению, тем более что объект находится рядом с широкой магистралью. И безбарьерная среда. И внутренний дворик для всех групп населения», — волнуется Павел Крутолапов.
«Барьерное озеленение конечно будет. И доступность. Мы не будем сосредоточиваться на фасадах, уделим достаточно внимания городским пространствам, тем более что опыт есть», — успокаивает коллегу Кирилл Кугаевский.
Стоит упомянуть, что Кирилл Кугаевский достаточно плотно и давно сотрудничает с компанией Development Pro и Вахтангом Чикаберидзе. И не исключено, что Чикаберидзе, который 14 января громко и странно провел вечеринку соучастного проектирования парка Гагарина, примет участие в облагораживании новой территории Северо-Запада:
«Да, круг партнеров и участников этого проекта пока не закрыт, возможно, опыт Development Pro поможет сделать пространство вокруг аквапарка еще более привлекательным», — соглашается Кугаевский.
«К тому же, не стоит забывать, что этот объект может стать связующим звеном с новой набережной, о которой мы с вами сейчас очень много говорим (точнее, говорил Вахтанг Чикаберидзе на презентации проекта „Волны“, протяженной набережной по двум берегам Миасса от центра на Северо-Запад. — Прим. ред.). Тогда мы действительно можем прийти к концепции „города коротких связей“» — подытоживает Крутолапов.
«Вопросы?» — обводит взглядом зал главный архитектор Челябинска.
«Там лес, — восклицает кто-то из зала. — Там люди гуляют, там лес!» — выкрикивает какая-то женщина.
«Там нет леса, эту территорию 18 лет назад пытался застроить Рогоза (в начале двухтысячных — „главный строитель“ Челябинска. — Прим. ред.). Там вбита куча свай, старые фундаменты, с тех пор все поросло кустарником. Это заброшенная территория, леса там нет», — парирует Олег Колесников.
«Нет, люди гуляют! И сквер обещали достроить, Калининский», — не унимается одна из представительниц СМИ.
«Вы, наверное, путаете территории, — вмешивается Павел Крутолапов. — Я вот прямо сейчас открыл снимки „Google.Карты“, и там действительно нет леса. Редкие деревья и кустарники, поросль — это трудно считать лесом. А к тому скверу, о котором вы говорите, территория не имеет никакого отношения от слова „совсем“».
Кстати, у «территории» действительно нет ни народного названия, ни проектного. Кирилл Кугаевский добавил, что группа компаний «Весна», возможно, объявит конкурс среди горожан. Мы предлагаем «Апельсин». Он, знаете, на дольки хорошо делится...