Малоизвестные факты и цифры одного из самых драматичных периодов истории.
Блокада Ленинграда — один из самых известных и трагических периодов Великой Отечественной войны. О нем написаны тысячи книг, сняты сотни кинолент. Но блокада не ограничилась лишь боевыми действиями от Финского залива до Ладожского озера. Для Южного Урала блокада далекого города обернулась переселением тысяч людей, строительством новых заводов и тяжелейшим трудом на благо общей Победы.
Дневник Тани Савичевой, продуктовые карточки, опасная сторона улицы, грузовики «полуторки» на льду Ладожского озера — это, пожалуй, самые известные образы страшных лет блокады Ленинграда. Но вместе с тем, есть не только «кадры» из прошлого, а целые страницы истории, которые тесно связаны с блокадой, но совершенно не известны широкому кругу людей. В годы Великой Отечественной войны именно на Южный Урал из голодающего города вывезли тысячи людей и десяток заводов.
ЭВАКУАЦИЯ НА ЮЖНЫЙ УРАЛ
В Челябинскую область привезли наибольшее число эвакуированных из Ленинграда. И это было логично, ведь еще перед началом войны города региона быстро увеличивались в размерах, создавались новые производства, превратив область в крупный промышленный центр страны. Потому, когда в 1941 году перед эвакуационной комиссией встал вопрос, куда же переселять людей, ответ был быстро найден.
Эвакуация города началась уже с первого месяца войны. В первую очередь вывозились заводы и рабочее оборудование. Собирали, отправляли их и сопровождали сами же рабочие предприятий. Работники вывозились целыми семьями. Таким образом, эвакуация одного завода оборачивалась переселением десятков тысяч людей. Например, в конце июня 1941 года началась эвакуация Кировского завода на базу Челябинского тракторного завода, которая проходила вплоть до конца 1943 года. За это время на ЧТЗ было привезено 7,5 тысяч ленинградцев.
Особое внимание уделялось вопросу эвакуации детей. Всего за первые полгода войны в Челябинскую область прибыло 123 детских дома (14 722 человека), 78 интернатов (5 878 человек), 65 детских садов (6 148 человек), 15 домов ребенка (1 473 человека), 5 детсанаториев (647 человек). Всего же с домами собеса на Южном Урале за это время разместили 29 565 человек.
— Приехали — мороз трескучий! Но что мне навсегда запомнилось — по приезде нас сразу же вымыли в бане, хорошо накормили и обогрели… потом, конечно, всякое бывало, но запомнилось только хорошее. Урал спас нам всем жизнь, — делился воспоминаниями воспитанник интерната, прибывшего в Челябинск, Виктор Горбачев.
Стоит отметить, что сам процесс эвакуации был не из легких, и, более того, не все смогли его пережить. После того, как кольцо окружения начало всё сильнее смыкаться, людей вывозили любыми доступными способами: на баржах, катерах и пароходах, самолетами, автотранспортом, но преимущественно по железной дороге.
ПУТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ
Эвакуационная комиссия Ленинграда работала круглыми сутками и без выходных. Был составлен план мероприятий и регламент перевозки людей. Каждым эшелоном руководил начальник, в каждом вагоне эшелона назначался старший. Состав должны были сопровождать врачи и медицинская сестра. Но на деле процесс проходил в разы сложнее. Врачей не хватало. Не хватало и вагонов, множество из которых попадали под артиллерийский огонь гитлеровцев. А те, что использовались, в основном были грузовыми и не утеплялись. На пол стелились доски, а на них солома. В вагоны устанавливали печки «буржуйки», которые топили круглыми сутками, чтобы сохранить тепло. И без того тяжелые условия ухудшались тем, что путь из Ленинграда до Челябинской области на поезде занимал от одного до двух месяцев. Чтобы пропустить военные эшелоны и эшелоны с ранеными, эвакуированным приходилось ждать отправления на станциях по нескольку дней.
На Южном Урале ленинградцев встречали эвакуационные пункты, которые размещались, как правило, на вокзалах. Его дежурные вместе с представителями горисполкома занимались регистрацией прибывающих и организацией их питания. Например, в Челябинске всех прибывших работников Кировского завода встречал небольшой трамвай. От здания железнодорожного вокзала он вез их сначала до здания наркомата танковой промышленности. Ныне это здание известно, как «Детский мир». Далее трамвай поворачивал на улицу Спартака, известную сейчас как проспект Ленина, и вез ленинградцев прямо до заводоуправления ЧТЗ, где прибывших временно распределяли на эвакопункты.
РАЗМЕСТИЛИ, КАК МОГЛИ
— И вот мы в Челябинске. Идет мокрый снег с дождем. Холодно. Сильный ветер. Семья — в эвакопункте тракторного завода, развернутом в кинотеатре на 300–500 человек. Мебели нет, даже стульев. Такие же, как мы, скитальцы расположились прямо на полу, на своих вещах, в ожидании решения судьбы. Разносят чайники с заваренным чаем, булочки, бутерброды. Несмотря на скопление многих и многих, относительно тихо, — писал в мемуарах инженер Яков Гольдштейн.
Мест для расселения катастрофически не хватало. Людей расселяли прямо на заводах, создавались легкие временные бараки и даже рылись землянки. Конечно, в сельской местности было больше возможностей по размещению людей, но большинство эвакуированных были рабочими заводов, а потому селить их далеко от заводов не предполагалось возможным. Бывали случаи и подселения ленинградцев в квартиры и дома южноуральцев. Но в абсолютном большинстве случаев местные жители относились к этой мере с пониманием и искренне сопереживали тяготам эвакуированных.
Ленинградцы были благодарны уральцам за помощь, размещение, заботу и, несмотря на тяжелейшее положение, старались работать с удвоенной силой. Абсолютное большинство мужчин были работниками заводов, их жены принимались за любую работу. Чаще всего шли работать в колхозы, больницы, школы. Одной из таких эвакуированных была известная пианистка Матильда Берх. В составе творческой труппы Берх лишь в одном Магнитогорске за месяц дала 80 концертов, из них 22 — для 10 000 трудящихся металлургического комбината. Весь полученный денежный заработок в течение нескольких лет Матильда направляла в фонд, созданный совместно с коллегами. Ленинградцам удалось скопить средства на целый танк. Его собрали из магнитогорской стали на Кировском заводе на базе ЧТЗ. Берх с коллегами дали имя танку «Владимир Маяковский». Впоследствии этот танк прошел с боями по Германии, а после Победы был поставлен на пьедестал у одной из военных академий в Москве.
КОГДА БЛОКАДУ СНЯЛИ
После снятия блокады и даже после Победы многие ленинградцы хотели вернуться в родной город. Но далеко не для всех это представлялось возможным. Производство осталось навсегда на Южном Урале и требовало присутствия рабочих. Кроме того, оказалось, что многим ленинградцам просто некуда было возвращаться — дома были разрушены, родственники погибли. Таким образом, Южный Урал стал для многих тысяч эвакуированных вторым домом, который они со всей присущей жителям города на Неве старательности развивали и благоустраивали.
В знак памяти гигантского вклада ленинградцев в Победу и развитие Южного Урала и Челябинска в частности, 8 мая 1999 года на проспекте Победы мост через реку Миасс получил название Ленинградского. Этот мост был выбран не случайно. Он соединяет Калининский район города с Тракторозаводским. Именно в этих районах проживало и работало больше всего ленинградцев в годы войны.
На мост был установлен памятный знак в виде триумфальной арки высотой шесть метров. Верхняя часть арки сделана из мрамора, постамент — из гранита, в обрамлении использовалось каслинское чугунное литье. Внутри арки с надписью «Ленинградский мост» разместился барельеф Медного всадника (Петра Первого верхом на коне). А на обратной стороне памятного знака установлена памятная плита с надписью: «Памятный знак установлен в честь ленинградцев, эвакуированных в 1941- 1942 годах для работы на оборонных заводах Челябинска. Вместе с уральцами они самоотверженным трудом приближали день Победы. Вклад ленинградцев в борьбе за победу огромен! Память о подвиге их священна!»