День радио — отличный повод познакомиться поближе с теми, кто каждый день наполняет эфир новостями и историями. Порой это делают не ведущие, а специальные корреспонденты, которые работают на «волне», но выходят в эфир не так часто. Корреспондент «Business FM Челябинск» Елизавета Ковальчук рассказала о том, как разогреть голос, почему караоке для радийщика — зло и как готовятся новости «за кулисами» прямого эфира.
Рабочий день Елизаветы — это микс из мониторинга новостей, поиска экспертов и тем, подходящих под специфику радиостанции, фактчекинга и, конечно же, записи интервью. Из рассказа собеседника приходится вычленять главное, превращая сложную информацию в понятный и лаконичный радиосюжет.
«В моей работе минимум „воды“ — только факты и четкий анализ темы, хотя это зависит от идеи материала. Есть темы и форматы, которые позволяют немного выйти за рамки „только по делу“, например про юбилейный фестиваль „Платье города — 2025“. Я занимаюсь написанием текста радиоматериала, первичным монтажом звука и иногда озвучкой готового сюжета. Так что в эфир иногда тоже выхожу, голос мой услышать на радио можно», — делится журналист.
Радио не было для Елизаветы детской мечтой, интерес к эфиру появился уже в университете, когда начались пары по радиожурналистике. Девушке нравилось готовить материалы, которые подходили под радийную специфику, и записываться. Но в итоге в профессию попала случайно.
«После выпуска я взяла небольшой отпуск, чтобы отдохнуть и подумать, чем хочу заниматься дальше. Тогда мой старший брат на свадьбе друга познакомился с нашей ведущей новостей Юлей Насоновой. Они пообщались, слово за слово — и вот брат мне пишет, что на радио Business FM нужен корреспондент. Я решила попробовать, да так и осталась», — рассказывает девушка.
И хотя Елизавета не слишком часто выходит в эфир, девушка все равно готовит свою речь к прямым включениям. Со школы Елизавета занималась развитием голоса и подачи, поэтому на радио пришла уже «подготовленной»: с поставленным голосом и знанием некоторых техник. Несмотря на это, девушка сама себя переслушивает и перепроверяет, чтобы в эфире звучать идеально:
«Помню, когда только устроилась, записала пробный выпуск новостей и приятно удивила коллег. Но нет предела совершенству: я стараюсь улучшать свое звучание в эфире, потому что первичных навыков недостаточно. Свой первый сюжет мне пришлось переозвучивать, потому что запись оказалась слишком „дикторской“ и механической. Пришлось учиться расслабляться перед микрофоном и прятать своего внутреннего Левитана».
Как девушка готовится к записям? Шутит, что вечера караоке перед работой — табу. И тут же делится небольшим лайфхаком: перед записью она делает предварительную вычитку, расстановку логических ударений, повторяет парочку скороговорок и выпивает стакан теплой воды. Таким советом могут воспользоваться даже непрофессиональные дикторы или ведущие, у которых на носу выступление: в школе, университете, перед коллегами.
Среди самых запоминающихся событий Елизаветы — первое интервью, которое девушка взяла у директора рекрутинговой компании Екатерины Карпенко по теме кадрового голода. Поначалу корреспондент просто созвонилась с экспертом, чтобы взять небольшой комментарий, но развернутые ответы настолько увлекли Елизавету, что пришлось задуматься об интервью.
«Тема, которая, казалось бы, уже множество раз раскрыта, которую обсуждали тысячи экспертов, открылась с новой стороны. Я посоветовалась с нашим главным редактором, и он предложил записать интервью. Разумеется, идеей я сразу же загорелась. Здесь мне очень помогла наш продюсер Маша Полевщикова. Интервью, мне кажется, уже стали ее профилем. По итогу, как бы я ни была уверена в своих силах и подготовке, перед записью руки становились все слабее, а голос тише. Мне было сложно контролировать ход беседы, я так увлеклась темой и разговором, что записала почти получасовое интервью, которое пришлось укорачивать до 10 минут. Ошибки, которые я тогда допустила, помогли в дальнейшем. Свое последнее интервью с актером и режиссером театра драмы я записала быстро и четко, а качество стало только лучше», — делится журналист Business FM.
Конечно, работа на радио не обходится без трудностей: горящие дедлайны, сложности с доступом к спикерам и личная боль девушки — корпоративная PR‑почта, ответ на которой можно ждать неделями. Но самым сложным для Елизаветы оказалось освоение радийной стилистики материалов, которая значительно отличается от написания текстов для печатного или интернет-издания и телевидения.
«У нас разговорный стиль подачи, но ни в коем случае не фамильярный. Многие паттерны, которые я использовала во время практики в университете, например причастные и деепричастные обороты, просто не подходят для радио. Но со временем ко всему привыкаешь», — отмечает девушка.
А что же аудитория? Корреспондент уверена, что радио, особенно в формате аудиоподкастов, не потеряет актуальность. «Business FM Челябинск» уже давно вещает не только на радиоволнах, но и в интернете, через умные колонки — это гарантия того, что радио останется востребованным и в будущем.
«Очевидно, что в случае радио Business FM аудитория сужается. Но все-таки наш регион славится своей промышленностью и количество людей, которые вовлечены в экономический сектор, у нас высокое. Мне кажется, что радио не потеряет свою актуальность, а лишь нарастит. Главное — идти в ногу со временем и уметь подстраиваться под высокоскоростной ритм современности», — отмечает Елизавета Ковальчук.
P. S. От всей редакции поздравляем радио Business FM с профессиональным праздником, желаем больше слушателей и молодых работников, у которых горят глаза.