Стрелковые клубы и тиры Челябинска отмечают наплыв желающих получить или освежить в памяти навыки обращения с огнестрельным оружием. Причина такого всплеска интереса к «мужским игрушкам» — объявленная 21 сентября частичная мобилизация, сообщают Первому областному информагентству сотрудники специализирующихся на стрельбе учреждений.
Речь идет не об индустрии развлечения. Так, владелец экстрим-клуба «Быстрай» Алексей Быстрай отмечает: спрос на его услуги, такие, как стендовая стрельба или развлечения с пневматическими стволами, не изменился. Даже упал, потому что народу не до игр.
А вот в центре стрелковой подготовки Южно-Уральского государственного университета подтверждают: спрос за последний месяц вырос в разы.
«Многие не скрывают, что они резервисты, что готовятся к призыву по мобилизации. В основном просят карабин — видимо, полагают, что по технике стрельбы он ближе к армейскому автомату. В минувшую субботу, 15 октября, от областной федерации практической стрельбы было сразу 15 человек. Звонков еще больше, но большинству мы вынуждены отказывать», — констатирует начальник отдела «Стрелковый тир ЮУрГУ» Николай Максимов.
Коллеги Николая Анатольевича подтверждают: звонков от желающих очень много. Но дело в том, что для допуска к боевому оружию в пределах тира необходимо предоставить немало документов: официально подтвердить, что ты не был судим и не состоишь на учете у нарколога или психиатра. Получить эти справки одномоментно нелегко (и небесплатно).
«К нам пошел настоящий вал звонков буквально на следующий день после объявления президентом мобилизации. Если раньше принимали по три-четыре звонка от новичков, то теперь — в десять раз больше. Граждане прямо говорят, что хотят вспомнить, заново почувствовать оружие или что вовсе никогда не держали его в руках. Увы, приходится многим отказывать. Впрочем, на мой взгляд, для военного важнее навыки тактики, умение находить укрытия, ориентироваться. Меткость идет уже потом», — рассуждает исполнительный директор учебно-стрелкового центра «Олимп» Ольга Титкова.
Директор спортивного клуба «Каскад» Александр Сологуб уточняет: по его ощущениям, интерес к практической стрельбе начал нарастать не с момента объявления о мобилизации и даже не с начала СВО. О пользе огнестрела вспомнили еще во время январских беспорядков в Казахстане. Дело в том, что «Каскад», помимо практической стрельбы как вида спорта, занимается еще и обучением желающих приобрести ствол в личное пользование — для охоты или самообороны. Вот таких стало гораздо больше, отмечает Александр Александрович.
«Занятия практической стрельбой, безусловно, были бы полезны для человека, намеренного идти в армию. Прежде всего они прививают культуру обращения с оружием. Стрелок безопасен для себя и окружающих, он и сам не создаст опасную ситуацию, и товарищей поправит», — объясняет Александр Сологуб.
Однако есть одно большое и серьезное «но». Следует понимать, что стрельба — это технический вид спорта, такой же, как авторалли, например. Просто инструмент — не автомобиль, а пистолет или карабин. Это дорого: аренда оружия, патроны. И, как в любом другом виде спорта, за одно-три-четыре занятия никаких навыков приобрести не получится. Поэтому те челябинцы, кто надеется таким образом подготовить себя к будущей армейской службе за несколько дней до получения повестки, увы, заблуждаются.
«Практическая стрельба — это именно умение быстро и метко поражать мишени. Тактической подготовки мы не даем. С этим могли бы помочь энтузиасты airsoft, спорта и военных игр с использованием пневматических копий реального оружия. Мы с ними поддерживаем связь, помогаем друг другу. Но ведь и страйкболом для хоть какого-то результата нужно заниматься долго и вдумчиво», — разводит руками Александр Сологуб.