28 ноября отмечается международный День матери. В преддверии праздника корреспондент информагентства «Первое областное» встретилась с героиней материала Мариной Овчинниковой из Чесмы — мамой шестерых детей, педагогом, краеведом, предпринимателем, художником, фотографом и, в общем-то, той, кто может с гордостью носить звание «Мама». В интервью Марина рассказала, за что любит свою деревню и готова продвигать сельский туризм на малой родине, почему взяла в семью приемных детей и каким нелегким оказался этот труд.
Марине 42 года, но житейской мудрости в этой женщине — на несколько жизней. Она встречает нас в своем доме на кухне в длинном платье из батиста. Движения неторопливые, без суеты, но за пару минут Марина делает несколько дел: готовит оладьи, разливает детям чай, кормит собаку и рассказывает о себе. Интерьер кухни, да и самого дома — под стать хозяйке: степные сухоцветы в вазах, старинный, наверное вековой, буфет с глиняной посудой внутри, хлопковые занавески, декупаж на оконной раме, ярким пятном на полу — огромная тыква, выращенная на своем огороде.
— Марина, как вы с мужем решились на шестерых детей?
— Мы с Вячеславом еще в одном классе учились, а в студенчестве поженились. У нас родились сыновья-погодки Никита и Коля. Затем после окончания института я училась на худграфе, Слава — на экономическом, мы решили, что пора определяться со своим местом жительства, где-то осесть. Решили вернуться домой, оба из Чесмы, родители наши здесь. Мы не городские. А я с детства думала, что возьму в семью детей на воспитание. Когда обосновались в Чесме, решили взять девочку. Девочек оказалось двое: Инне было 3 года, а ее старшей сестре Кристине — 10 лет. Вот уже 15 лет в нашей семье есть дочери. Сейчас у Кристины своя семья, у нас растет внук Лева, Инна — студентка. Пять лет назад в семье появился 10-летний Дима, он ребенок-инвалид. Никифора мы родили, уже когда построили этот дом, 8 лет назад. Дима долго адаптировался. Он у нас, можно сказать, незапланированный. Никифору было 3 года, я делала в своей фотостудии портфолио для воспитанников местного детского дома. Мне дали доступ в базу — посмотреть, как снимают детей-сирот. Там увидела анкету Димы, его фото. И как-то он мне запал. Видно было, что мальчик болеет, в анкете стояло «неуточненный диагноз». Уже после мы с мужем прошли массу собеседований, тестов, проверок, нас отговаривали от него. А когда сами увидели его, поняли почему. Очень сложный комплекс ортопедических заболеваний с непонятной генетикой.
— Вы не испугались?
— Конечно, это ответственность. Дима вон очень хорошо помнит нашу первую встречу. Он всегда хотел в семью. Сначала мы взяли его на гостевой режим, потом уже нам разрешили забрать насовсем. Потому что ребенком нужно заниматься, его надо лечить, а не возить туда-сюда. Мы с ним столько операций, реабилитаций пережили. В Москве, в Питере, в Кургане лечились. Сейчас спина более-менее ровная, он ходит сам, без опоры, хорошо рисует, вырезает из дерева, играет на фортепиано… Год назад с домашнего обучения перевели его на семейное. Тоже непростое было решение. Сейчас он учится в онлайн-школе, особенно «налегает» на метаматематику, биологию, географию — то, что пригодится и расширяет кругозор. Пришлось расставить приоритеты по обстоятельствам: отказаться от чего-то, к другому, наоборот, — максимальное внимание.
После чаепития Марина собирается на важное для нее мероприятие. В этот день запланировано возложение цветов к памятнику генерал-полковнику службы внешней разведки, уроженцу Чесмы Владимиру Завершинскому, важному человеку в жизни Марины Сергеевны. Уже за рулем автомобиля она продолжает отвечать на вопросы.
— Каково это — воспитывать приемных детей?
— Это очень большой труд. Не надо питать иллюзий, что все само как-то сложится. Бывали очень тяжелые времена, сейчас уже проще об этом говорить и рассказывать. Единственный совет, который я хочу дать молодым родителям: не бойтесь «идти в люди», спросить совета, не надо держать и копить в семье проблемы. Мы обращались за помощью к специалистам: и к психологам, и к психиатрам. Слава настолько углубился в проблемы подростков, тем более и старшие приемные были со сложной судьбой, что сам стал квалифицированным психологом. Сейчас сам уже оказывает консультации онлайн. Кристину он каждую неделю возил в Магнитогорск (более 150 км. — Прим. автора) на занятия с психологом, для Димы мы нанимали онлайн-консультанта на весь год. Ведь то, что мама и папа говорят и проговаривают, это наше мнение, родительское. А ребенку иногда нужно услышать кого-то со стороны, высказаться постороннему человеку. И я нисколько не осуждаю тех родителей, которые не смогли потянуть эту ношу, не рассчитали свои силы. Бывает так, что исчерпаны абсолютно все ресурсы и уже разрослись конфликты с другими детьми, между супругами, поэтому отказ от ребенка — это, конечно, ненормально, но это тоже вариант.
К вопросу о ресурсах: есть один главный — это любовь. Простая, безоценочная, все понимающая, принимающая. Круто, конечно, когда ребенок успешный, умный, но не менее ценно, когда он добрый, человечный, трудолюбивый. Да и со взрослыми так.
У памятника Завершинскому — небольшой митинг с участием первых лиц района. Владимир Иванович последние годы своей жизни старался уделить как можно больше внимания своему родному краю, чем-то помочь землякам. Марина с трепетом и глубоким уважением отзывается о нем.
Возвращаемся домой. Пока мама переодевается, мальчики показывают, как умеют играть на пианино. Дима наигрывает «Тайный сад», пронзительная мелодия льется под непослушными пальцами мальчика.
— И все же вы одна большая семья. Вон Дима, сам спешит вам помочь…
— Конечно, а как по-другому? Мы все — родные. У нас есть семейная традиция: где бы ты ни был — пришли фото 1 сентября. У меня такие фото есть по каждому году, когда еще дети в школу ходили. Сейчас Никита, Кристина и Инна живут, работают и учатся в Челябинске, но очень тесно общаются. Все вместе ждали Колю из армии, он недавно только вернулся. Буквально вчера с Колей достали папки и фотоальбомы, там у меня хранятся открытки, поделки, письма Деду Морозу, стенгазеты на праздники и дни рождения, которые мы с детьми рисовали. Коля говорит: «А помнишь, ты говорила, что, если в доме случится пожар, первым делом эти папки вынесешь?»
— Марина, вы с такой гордостью говорите о каждом ребенке. Чем они у вас увлекаются?
— У нас все дети закончили или учатся в школе искусств параллельно с основной. Хореография, класс гитары, баян, художественное отделение, фортепиано… Ну, Дима и Никифор, как вы уже заметили, играют на пианино, Дима еще рисует, мастерит из дерева. Никифор — второклассник, лего занимается, любит журналы детские, книги читать. Николай окончил колледж до армии. Он технолог. Коля — чудесный повар. Лет с десяти печет пироги. Сейчас готовит хоть что, еду любого класса. В ресторане работал до армии. Восхищаюсь им. Инна учится в медколледже в Челябинске на третьем курсе и работает в стоматологии. С седьмого класса она увлечена армрестлингом, на прошлой неделе заняла третье место на соревнованиях в УрФО в Екатеринбурге. Кристина нашла себя в фитнес-индустрии, сейчас маленьким Левой занимается, зять у нас хороший. Никита здорово поет, на гитаре играет, учится в магистратуре ЮУрГУ, на днях победил в хакатоне по искусственному интеллекту. Фото, где ему Текслер руку жмет, весь интернет облетело. Как тут не гордиться? (Смеется.)
— В то же время вы находите возможности для своей самореализации. Как вы все успеваете?
— Да я ничего не успеваю. Сегодня вот последний день подачи заявок на губернаторские гранты. Переживаю, что деньги мимо нашего района могут пройти (снова смеется). Недавно я окончила магистратуру по журналистике. Захотела чего-то нового, какого-то развития, нового взгляда. Не знаю, пригодится ли мне мой диплом, но я уже несколько лет работаю в близкой сфере — собираю, систематизирую всю собранную информацию по истории Чесменского района. 12 лет назад я открыла свой небольшой бизнес — фотостудию «Капитан», чтоб созвучно с Чесмой было (Чесма — бухта, где в XVIII веке прошло военно-морское сражение между русскими и турецкими войсками. — Прим. авт.). Фотографировала мероприятия, районные праздники, писала новости и выкладывала их на странице студии. Затем стала собирать там краеведческий материал, общалась с краеведами, яркими личностями нашего района.
После того как накормила семью обедом и проводила младшего, Никифора, в школу (мальчик учится во вторую смену), Марина собирается на работу. У нее занятия в школе искусств в художественном отделении. За это время несколько раз Марине пытаются позвонить коллеги из других районов: художник из Троицка пытается организовать выставку в Чесме, еще сотрудники музея из соседнего района хотят консультацию, как подготовить проект на грант. У нее есть чему поучиться: в этом году во многом благодаря ее работоспособности в Чесменском районе создали первый музей под открытым небом.
— Значит, фотостудия привела вас в сельский туризм?
— Можно и так сказать. Мы в студии работали с моей подругой. Постепенно бизнес наладился, я стала работать педагогом в школе искусств, а потом в администрации открыли ставку специалиста по развитию туризма, куда меня и пригласили. Здесь я нашла то, что мне действительно интересно. Мы разработали маршруты, проводим экскурсии. У нас несколько лет был благотворительный фонд «Старт», где учредителями были я, мой муж и батюшка Артемий. В 2019 году мы проработали документацию фонда и стали подаваться на гранты. В прошлом году заявились с идеей «Чесменская экспедиция», выиграли, реализовали. В этом году подготовили несколько проектов. Победили в конкурсе президентских грантов в сфере развития культуры с проектом «Народы степи». Большие планы на весну и лето. В бюджете заложена большая юрта — можно будет группы по 20 человек комфортно с ночевкой принимать. В зиму к реализации еще один небольшой, но очень приятный грант «Лоскуток». Он объединит сельских женщин — мастериц Чесменского района. Будут мастер-классы, встречи, итоговая выставка…
— Вы считаете, что на Южном Урале реально развивать сельским туризм и это будет перспективно?
— А почему нет? Чесменский район, конечно, специфическая территория в этом плане. Далековато от городов и центральных дорог, но с другой стороны, нетронутая «цивилизацией», с хорошей сохранностью историко-культурных памятников в естественной среде, с очень разнообразной природой: от солончаков до гор и реликтовых боров. У нас удивительные люди работают с туристами: каждый — точка притяжения! Кто из гостей бывает здесь, возвращается на другие экскурсии в район, на другие программы. В 2021 году на маршрутах побывало примерно 1200 человек. Мы школьников своих возим, из других районов к нам приезжают группы, семьи. На этнографические экспедиции специалисты приезжают, археологи работают, историки, гости из Челябинска, Казахстана, Москвы, Санкт-Петербурга. Много времени и труда уделяем именно изучению территории. Вот недавно издали карту по истории Чесменского района. Компактно сложили в структуру и разместили информацию о том, как жил и хозяйствовал человек на нашей земле с каменного века до периода новейшей истории. Несколько лет работы.
У Марины Сергеевны начинается урок. Вечером она уже отправляет свои семейные фото с детьми, пишет новость в соцсетях о Владимире Завершинском и готовит проект на грант, успевая за несколько часов до закрытия приема заявок.