Самый молодой главврач Челябинской области 30-летний Дмитрий Прокопьев теперь известен на всю Россию. В прошлую пятницу на заседании наблюдательного совета президентской платформы «Россия — страна возможностей» наш земляк рассказал Владимиру Путину о проблемах медиков-управленцев и попросил вице-премьера Татьяну Голикову стать его наставником в области управления.
Многие расценили просьбу доктора из Челябинска довольно дерзкой. Сам же Дмитрий уверен: его амбиции пойдут на пользу пациентам. В интервью ИА «Первое областное» наш земляк рассказал, как поднялся по карьерной лестнице, почему выбрал в наставники заместителя председателя правительства... и почему не надел на встречу с Путиным классические ботинки.
— Можно сказать, я вырос в медицинской семье. Родом я из Кургана. Мама долгое время работала там регистратором в поликлинике, тетя — педиатрической медсестрой. Я очень много общался с врачами. Поэтому в медицину пришел осознанно. После школы я поступил сразу в несколько медицинских вузов. Выбрал челябинский и ничуть не жалею. Окончил педиатрический факультет, после — ординатуру по специальности дерматовенерология, сейчас учусь в аспирантуре на кафедре иммунологии. Но уже на третьем курсе поступил в классический университет на государственное и муниципальное управление. Второе образование и помогло мне стать руководителем. Сначала — городского центра медпрофилактики, а теперь — поликлиники № 8. Главврачом я работаю с августа 2020 года.
— Мужчине легче получить руководящую должность?
— Не хотелось бы думать, что при назначении на эту должность кто-то учитывал гендерный признак. Переломным моментом стало мое участие в конкурсе «Лидеры России» президентской платформы «Страна возможностей». Перед глазами был пример друга, который также принимал участие в этом конкурсе и добился больших высот. Его наставником стал министр иностранных дел, и сейчас друг работает в федеральном ведомстве. Конечно, это вызывало здоровую зависть. Когда на конкурсе появился трек «Здравоохранение», я подумал: почему бы и нет? Я не самый глупый, у меня есть профильное образование, есть управленческий стаж. Словом, я принял участие в конкурсе и дошел до финала, попал в сотню лучших.
Сомнения, конечно, были. Однажды я проходил конкурсные испытания в одной команде с заместителем руководителя ФМБА. И когда он представился, я подумал: а я что делаю за этим столом? Но у меня была абсолютно четкая цель: я хотел измерить свои управленческие компетенции и понять, сколько я стою.
Не скрою, старшие коллеги приезжали на конкурс с конкретной целью — вербовать народ. Им нужны молодые эффективные управленцы с периферии, которые умеют работать и полны идей. Я стал присматриваться к Северным регионам. Даже купил билеты, чтобы воочию посмотреть потенциальное место работы. Но случилась пандемия, начались локдауны. Был риск уехать и не вернуться. Я остался в Челябинске. Когда коллеги узнали о моих планах, мне предложили стать руководителем поликлиники. Передача власти прошла полюбовно. Мы общаемся с прежним руководителем, она дает мне советы.
— Получается, с детской мечтой стать врачом вы расстались?— Я осознанно сделал шаг назад от пациента. Еще на третьем курсе я понял, что рядом со мной учатся врачи по призванию. Если я понимаю, что человек делает что-то лучше меня, я пойду параллельно и буду рад своим победам. Я не хотел создавать конкуренцию однокурсникам. Но я создам им такие условия, чтобы они могли проявить себя как врачи.
— Что для вас самое сложное в должности главврача?
— Однажды мне звонит знакомый и спрашивает: «Что делаешь?» Я ему: «Ищу стулья». Знакомый мне говорит: «А я думал, ты врач»...
В должности главврача самое сложное — погружаться в мелочи. Главврач — хозяйственник. Потекла крыша — это к тебе. Нужно купить холодильник, но никто не знает, с какими характеристиками. Решение принимать тоже тебе. Все вокруг говорят о необходимости цифровизации. А что это такое? Купить телевизор, купить новый компьютер? Нет. Тебе нужно замотивировать коллектив работать в электронной системе, выстроить электронный документооборот и самому хорошо разбираться в компьютерах. Я должен создать комфортные условия труда, чтобы врач занимался пациентом и не отвлекался на текущую крышу или на холодильник.
— Новую должность вы получили в разгар пандемии — в августе. Время было тяжелое. Как справлялись?— К тому моменту у меня был опыт взаимодействия с волонтерским сообществом. Еще весной в поликлинику пришли волонтеры-медики, которые разносили лекарства по домам пациентов. Позже мы вышли на некоммерческие организации, и у нас появились автомобили, защитные щитки для врачей. Причем щитки мы начали раздавать по всем клиникам города и в общей сложности передали врачам 30 тысяч защитных масок. Так как до пандемии я был и сейчас остаюсь главным внештатным специалистом Минздрава области по медпрофилактике, мне приходилось писать скрипты, отвечать на вопросы, составлять инструкции...
В общем, оптимизация была по всем фронтам.
Чтобы хоть как-то облегчить жизнь медиков, мы первыми стали делить врачей на бригады: одни работали только с ковидными пациентами, другие вели прием, третьи работали в неотложке. А потом все менялись. Наши медики были универсальными солдатами и при этом меньше уставали. Конечно, приходилось смыкать ряды, но ковид прошел, а коллектив мы сохранили.
— Ковид ушел, круг проблем поменялся?— Нельзя сказать, что мы выдохнули и расслабились. Ковид еще не ушел: болеют сотрудники и пациенты, но в меньших объемах. Началась вакцинация: мы убеждаем челябинцев сделать прививку. Возобновилась диспансеризация — возросла нагрузка на отделение профилактики. А на прошлой неделе мы ввели в строй передвижной флюорограф-маммограф. Еще два года назад я поставил вопрос о необходимости его покупки для города. Нас услышала глава Челябинска — деньги нашли. Теперь он сможет обслуживать отдаленные районы города: Чурилово, Парковый, Новосинеглазово, в ФАПах которых такой техники нет.
— Вы когда-нибудь устаете?
— Конечно. Когда я стал главврачом, моя жизнь изменилась. Теперь я меньше сплю, реже ем. Но мне это нравится. С работы я ухожу с чувством гордости за то, что сделал. А прихожу с пониманием, что сегодня мне нужно осуществить это и это. У меня есть команда, на которую я могу положиться. Мы планируем строить новую современную поликлинику в Чурилово: с КТ, МРТ, с отдельным входом для больных и здоровых. Проект уже существует, площадка выбрана, на этот год намечены изыскательские работы. Вот когда откроем ее, наберем штат, тогда я сяду в кресло и выдохну.
За восемь месяцев в должности главврача тоже удалось сделать немало. Сегодня средний возраст нашего коллектива — 36 лет. Одиннадцать молодых врачей пришли в «восьмерку» при мне, и у всех это первое место работы. Я этим горжусь безумно. На днях ждем еще двух докторов. А всего с августа поликлиника приняла на работу около 20 медиков.
— Почему к вам идут, что вы им предлагаете?— Я предлагаю прийти и лечить. Предлагаю качественный стул, новый компьютер, комфортное время для приема пациентов. Предлагаю забыть о работе по выходным и проводить время со своими детьми. Не так давно мы начали обустраивать свою столовую, потому что доктор должен быть сытым. Делаем косметический ремонт кабинетов. Для молодежи это и правда важно.
Кроме того, мы открываем новые направления. Сейчас лицензируем женскую консультацию, дневной стационар, мануальную терапию, иглорефлексотерапию, косметологию. Три отделения у нас полностью цифровизованы. Медсестрам и лаборантам уже не нужно заполнять бумажки — учет анализов идет по штрих-коду на пробирке...
— Но ведь на все это нужны деньги...— Мы работаем со спонсорами. Когда я только пришел в поликлинику, сразу уточнил: а можно просить? Мне сказали: да, можно. И просить мне не стыдно. В пандемию одна из компаний привезла в поликлинику строительные материалы — мы сделали ремонт двух кабинетов. Одна торговая сеть подарила краны и фаянсовые изделия — мы их тут же поставили. Конечно, мы не ковидная база и не ощущаем большого внимания, но люди откликаются на наши просьбы, когда понимают, что это нужно не только врачам, но и городу, простым людям.
— Как вы попали на встречу с Путиным?
— Совершенно случайно. Мне позвонили организаторы конкурса и предложили приехать. Это второе предложение в моей жизни, над которым я не раздумывал. Первое — предложение стать главврачом.
Никакой цензуры на встрече с Путиным не было, в вопросах нас никто не ограничивал. Просили только сократить свою речь, не делать ее слишком длинной. Когда в зал вошел президент, волнение куда-то пропало. Было очень комфортно. Думаю, что это заметно по моей позе и по лицу. Многие спрашивали потом, почему я был в кроссовках. Просто я не чураюсь тяжелой работы и могу в поликлинике помочь с разгрузкой машины, передвинуть мебель — я привык ходить в кроссовках.
Президент разговаривал с нами на одном языке. Было видно — он в теме, и приходилось соответствовать ситуации. Тут не пофантазируешь, не приврешь. Я поднял важную для себя тему — трудности управленцев. А просьба выделить мне в наставники вице-премьера была импровизацией.
— Не побоялись прослыть карьеристом?— Я же не просил должность ее помощника и зама. Я просил наставника. К тому же, с Татьяной Алексеевной я знаком лично. Когда я учился в вузе, а она была министром здравоохранения, мы вместе работали над созданием Совета студентов при Минздраве России. И сегодня мне хочется задать вице-премьеру много житейских вопросов: как ей удается все успевать, как получается оставаться заметной, узнать ее управленческие секреты. У Татьяны Алексеевны феноменальная память, интересные идеи. Я думаю, что Челябинск мог бы стать пилотной базой одного из проектов.
— То есть просили не за себя?
— Конечно, Дмитрий Прокопьев — это здорово. Но за моей спиной большой коллектив, 45 тысяч прикрепленного к поликлинике населения, родители, университет. Я хочу выглядеть в их глазах достойно, а главное — приносить реальную пользу.