Власти Челябинска и области всерьез задумались о вреде, который несут реагенты, используемые при чистке дорог ото льда. Алексей Текслер поручил совсем отказаться от этой практики и перейти на способ сухой чистки полотна в зимний период. В мэрии Челябинска к подрядчику, который действует в рамках ранее заключенного трехгодичного контракта, уже в этом году обратились с требованием минимизировать использование химикатов в процессе обслуживания дорог в зимнее время.
На обилие реагентов в большей степени жалуются жители, которые говорят о том, что химикаты портят обувь и колеса автомобилей, но еще больший вред они наносят экологической составляющей мегаполиса.
«Безусловно, любое вещество, которое привносится в экосистему, — это не очень хорошо, особенно, если это привносится в большом количестве. Наши природные системы не привыкли к этим веществам. Например, кальций хлористый и натрий хлористый для нашей системы это не совсем то, что должно быть», — поясняет Лада Маркова, старший преподаватель кафедры геоэкологии и природопользования факультета экологии ЧелГУ.
Кроме того, при таянии снега соль, которой посыпают дороги, проникает в почву, что делает ее токсичной для растений. Деревья и кустарники, которые не привыкли к ее обилию, начинают увядать, а отсутствие воды приводит к тому, что они страдают от засухи.
«Что касается влияния на древесно-растительный покров, мы не исследовали его, его состояние, но, грубо говоря, визуально я могу сказать, что многие деревья, которые растут у дороги, они находятся в угнетенном состоянии. В том числе, причиной этому может служить и большое количество соли», — говорит Лада Маркова.
Влияют реагенты и на качество воздуха: большее количество солей, которыми посыпаются дороги, за зиму не вымывается, а с приходом весны, они перемешиваются с пылью и попадают в легкие жителей. Это достаточно негативно влияет на тех, кто страдает заболеваниями легких и на аллергиков.
«На мой взгляд, лучше всего, конечно, механическое воздействие: может быть щебенка. Но с другой стороны будут забиваться коллекторы, куда вода у нас дождевая сливается, эти водосливы будут забиваться механическими элементами. Здесь необходимо будет больше за дорогами ухаживать, в случае обработки механическим компонентом», — рассуждает эколог.
Отметила Лада Маркова и негативное воздействие на водоемы. Реагенты вместе с талым снегом попадают в воды водоемов, которые расположены в черте Челябинска. Химикаты прямо с дорог льются в реку Миасс, озера Смолино и Первое.
«Три недели назад мы со студентами ходили на разные участки отбирать пробы на кислород. После небольшого периода стоящего мороза была оттепель, соответственно, все водотоки впадающие в реку Миасс были черными. Т. е. вся грязь с дорог попадала в реку, поэтому состояние реки у нас ухудшается не только из-за заводов, но и из-за дорог, которые мы эксплуатируем», — объясняет преподаватель факультета экологии.
31 декабря в Челябинске заканчивается действие трехгодичного контракта с компанией «Южуралмост», которая занимается обслуживанием городских дорог. В администрации Челябинска уже в 20-х числах декабря начнется процедура поиска новых подрядчиков. Теперь контракт будет заключаться на 2,5 года, чтобы смена обслуживающей организации в будущем происходила летом, а не в январе. Кроме того, изменится и сам контракт, в том числе в части требований по использованию химических реагентов.