26 февраля в Челябинске прошел диджитал-форум «Омбудсмен 2.0», посвященный десятилетию создания института уполномоченного по правам ребенка. Действующий уполномоченный, Евгения Майорова, презентовала участникам форума — школьникам из 43 муниципальных образований и воспитанникам челябинского центра «Кванториум» — свои планы и ноу-хау.

«За десять лет существования аппарата детского омбудсмена тысячи людей обратились за помощью. Существенно выросло доверие к институту уполномоченных по правам ребенка. Но за прошедший год я поняла, что не слышу детей, не понимаю, что они хотят, как оценивают защиту своих прав и в чем вообще они нуждаются. Знают ли они о том, кто такой детский омбудсмен? Мы спросили об этом детей, и оказалось, что они самого слова не знают. Кто-то полагает, что омбудсмен — это игрушка от Lego, Супермен или „какой-то известный человек, спортсмен“. Дети не знают, кто такой главный защитник их прав, как к нему обратиться», — рассказала Евгения Майорова о главном препятствии в своей работе.

Действительно, за 2020 год к омбудсмену поступило около пяти тысяч обращений. Но непосредственно несовершеннолетние выступили авторами менее чем сотни из них. Поэтому Евгения Майорова решила усовершенствовать систему работы так, что любой ребенок мог связаться с ней буквально в два клика.

Для этого региональное министерство информационных технологий и связи разработало для нужд уполномоченного по правам ребенка новый сайт, как обещает Евгения Викторовна, «с минимумом официальщины и максимумом полезного и актуального контента», а вдобавок системой мгновенной обработки писем. Кроме того, омбудсмен планирует активизировать работу в социальных сетях и начать принимать не только текстовые, но и голосовые обращения. Наконец, главным ноу-хау стал «новый помощник уполномоченного». Это не человек: воспитанники «Кванториума» во время весеннего локдауна 2020 года сконструировали робота, способного общаться с подростком и напрямую передавать его просьбы в аппарат детского омбудсмена. Робот считается девочкой, создатели назвали его так же, как и живого уполномоченного, — Женей.


Форум посетил губернатор Челябинской области Алексей Текслер. Идею с роботом глава региона всецело одобрил.

«Институт уполномоченных достаточно активен, но связь у них односторонняя. Правозащитники и общественники обращают внимание на проблемы детей, но завоевать доверие подростков можно в первую очередь при прямом общении с ними. Такого рода проекты и сервисы — и робот Женя, и платформа, презентованная сегодня, — очень важны. Ребенок сможет сам, напрямую, обозначить свою проблему, получить консультацию, помощь. Это веление времени, я поддерживаю такую инициативу. Это новый, зрелый шаг в развитии института уполномоченного по правам ребенка», — заявил Алексей Текслер.

Детский омбудсмен предвидит и обратную сторону открытости — вал пустых и фейковых обращений. Она работает с обращениями людей не только с помощью помощников-юристов. У детского омбудсмена есть Общественный молодежный совет, который тоже рассматривает обращения.

«Я должна стать мостиком между детьми и властями. Дети будут проверять нас на прочность, но мы готовы ответить на этот вызов», — резюмировала Евгения Майорова.

После презентации Жени участники форума не преминули спросить губернатора, есть ли у него помощники-роботы. Алексей Текслер рассказал о внедряемых в органах исполнительной власти механизмах работы с письмами и жалобами граждан, о всеобщей цифровизации правительства — и согласился, что эти системы можно считать роботами.