Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины в 2022 году перевыполнил план химиотерапевтического лечения пациентов. За 10 месяцев 2022 года два дневных стационара ЧОКЦОиЯМ в Челябинске и Копейске выполнили на 1200 госпитализаций больше, чем планировалось реализовать в 2022 году. Для обеспечения пациентов доступной химиотерапией в непрерывном режиме закупаются необходимые лекарства, дефицита которых на сегодняшний день в регионе нет. Об этом 30 ноября ИА «Первое областное» сообщил главный врач ЧОКЦОиЯМ, главный внештатный онколог областного Минздрава Дмитрий Ростовцев.
«В Челябинской области химиотерапевтическое лечение проводят в отделениях крупных клиник и в центрах амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП). Это таблетированная и парентеральная (инъекционная) терапия — в общей сложности более 100 препаратов, которые комбинируются в соответствии со схемой лечения пациента. Востребованные лекарства, которые являются самыми ходовыми, есть в наличии в постоянном режиме. В исключительных ситуациях препарат закупается под каждого конкретного пациента. Это связано в первую очередь с редкостью некоторых заболеваний или „узкими“ регистрационными показаниями препарата. Связано в том числе и с дороговизной: стоимость упаковки химиопрепарата доходит до 10—20 тысяч рублей, а один курс химиотерапии — до 800 тысяч рублей и выше», — рассказал главный онколог Минздрава Челябинской области Дмитрий Ростовцев.
Учреждения, оказывающие химиотерапевтическую помощь онкобольным, занимаются закупкой препаратов самостоятельно. Согласно действующему приказу о маршрутизации пациент должен пройти курс в клинике или в ЦАОПе максимально близко к дому. Но в случае сбоя в поставках — из-за нарушения логистики или при выявленном Росздравнадзором дефекте партии, например, — человека направляют в учреждение не по месту прикрепления.
«Это действительно вызывает недовольство и обеспокоенность онкобольных и их родственников. Не все понимают, зачем это сделано. Но так происходит, чтобы не допустить или по крайней мере минимизировать ситуацию просрочки проведения конкретной схемы химиолечения», — уточнил Дмитрий Ростовцев.
Челябинский областной клинический центр онкологии и ядерной медицины выступает здесь в качестве «головного учреждения» третьего уровня, которое и назначает схему лечения, и определяет медицинскую организацию, в которую будет направлен пациент, учитывая логистику и наличие необходимых препаратов. Учреждения, которые занимаются проведением лекарственной терапии, находятся в постоянном контакте с ЧОКЦОиЯМ и раз в месяц передают информацию о наличии или отсутствии препаратов.
«Кроме того, наши химиотерапевты, которые на консилиумах принимают решение о назначении схемы лечения пациента, стараются исключить излишнее перемещение больного по области, чтобы не направлять его в медорганизацию, в которой в данный момент нет необходимых препаратов для лечения заболевания», — уточнил Дмитрий Ростовцев.
Система крайне сложная, и сбои бывают. Но все их в ЧОКЦОиЯМ оперативно решают. Из последнего — недельная задержка для проведения очередного курса химиотерапии для пациента из Сатки.
«Шестой цикл отменился как раз в связи с тем, что в одном из ЦАОП не было нужного препарата. Была недельная задержка в поставке. Это неправильно, хотя задержка и не очень большая. При содействии Министерства здравоохранения Челябинской области был решен вопрос о госпитализации пациента к нам в Челябинский онкоцентр – для проведения очередного цикла химиотерапии. В целом на сегодняшний день дефицита препаратов для химиотерапевтического лечения в регионе нет», — сказал Дмитрий Ростовцев.
Заведующий дневным стационаром химиотерапии № 1 ЧОКЦОиЯМ Дмитрий Шеметов рассказал, что ежемесячно через отделение проходит от 600 до 850 человек.
«Если говорить о соотношении отечественных и импортных препаратов: их примерно 50 на 50. Самая ходовая „химиотерапия“ производится в России. Однако часть зарубежных фармкомпаний локализовали производство своих препаратов в России. Сейчас в повседневной практике мы ежедневно используем примерно 125 препаратов и около 280—300 схем лечения», — уточнил цифры Дмитрий Юрьевич.
Что касается круглосуточного стационара: за 10 месяцев 2022 года в Челябинском онкоцентре и его филиале в Копейске приняли 9 520 человек и осуществили 18 930 госпитализаций.
Напомним, в Челябинской области продолжается серьезная модернизация онкологической службы. В регионе уже открыли 10 центров амбулаторной онкологической помощи, к концу 2022 года их станет уже 12, а к 2024-му — 16. Их главная задача — за 14 дней максимально близко к дому полностью обследовать пациента, поставить диагноз и направить человека в областной онкоцентр для оперативного определения тактики лечения. Как организована эта работа в ЦАОПе на Гагарина, 18 — в репортаже ИА «Первое областное».
В августе абдоминальные хирурги онкоцентра успешно удалили забрюшинную опухоль у пациентки на пятом месяце беременности. Женщина смогла доносить и родить здорового малыша.
К концу 2022 года в челябинском онкоцентре планируют открыть отделение нейроонкологии. В нем будут проводить операции пациентам с опухолями головного мозга.
А еще в регионе женщинам с онкозаболеваниями будут выдавать таблетки от рака. На программу онкоцентра «Женское здоровье» выделили 100 миллионов рублей.
Заболеваемость и смертность от онкологических заболеваний в Челябинской области на протяжении последних 10 лет превышает данные по России. После пика этих показателей в 2019 году, в регионе наблюдался спад, который в 2022-м начал возвращаться на исходный уровень. Причина — вынужденная приостановка диспансеризации и профосмотров в период пандемии коронавируса.