16-летний Михаил Петриченко из Варны с детства играет на балалайке. Парень не раз становился победителем престижных конкурсов, а два года назад получил приглашение в Зальцбург, на родину Моцарта. Поездка в Австрию сорвалась из-за начавшейся пандемии. Впрочем, Миша уверен, что упущенное наверстает. Теперь он учится в челябинском музучилище и репетирует по четыре часа каждый день. А еще — мечтает о собственной балалайке. Сейчас парнишка играет на стареньком инструменте из сельской школы. Но под Новый год Благотворительный фонд РМК в рамках федерального проекта «Елка желаний» подарит Мише авторскую балалайку ручной работы, на каких играют ведущие музыканты страны.

Журналист ИА «Первое областное» побывал вместе с Мишей и его мамой Оксаной в Новосибирске, где мастер Евгений Денисов заканчивает работу над Мишиной балалайкой, а также на мастер-классе Андрея Гуревича — одного из лучших балалаечников страны.

«ДУМАЛИ — ХОББИ, ОКАЗАЛОСЬ — ПРИЗВАНИЕ»

Миша и его мама светятся счастьем. Еще какие-то три-четыре недели, и проект «Елка желаний» исполнит их самую большую мечту.

«Миша учится музыке с четырех лет. Мы думали, это хобби и никогда не станет профессией. А когда поняли, что это не так, начали искать хорошую балалайку. Достойные инструменты стоят около 200 тысяч рублей. Мы пробовали копить, хотели взять кредит, а потом написали письмо в проект „Елка желаний“», — рассказывает Оксана.

«Когда мы узнали, что юный музыкант мечтает о новой балалайке, решили поддержать Мишу в его стремлении к музыке и подарили ему новый инструмент, который специально для него изготовил мастер из Новосибирска», — говорит руководитель Благотворительного фонда РМК Мария Горшкова.

Сам парнишка мог бы сделать карьеру технаря, программиста — профильные предметы давались ему легко. Но парень выбрал искусство.

«Потому что музыка — это свобода. Это возможность путешествовать по всему миру», — мечтательно говорит Михаил.

И первый раз в жизни садится на самолет. На этот раз летящий до Новосибирска.

«КУСАЛ ГУБЫ ДВА ГОДА: КОГДА ЖЕ БУДЕТ НОВАЯ БАЛАЛАЙКА!»

Столица Сибири на удивление творческий город: на небольшом пятачке в центре Новосибирска разместились консерватория, несколько музыкальных театров и концертных залов областной филармонии. Местные говорят, что особую любовь к музыке им привили в годы Великой Отечественной войны, когда в город эвакуировали симфонический оркестр из Ленинграда.

Мы идем в филармонию, где работает Русский академический оркестр. Через пять лет ему будет сто лет, но оркестр, в котором музыканты играют на балалайках, контрабасах, аккордеонах и домрах, до сих пор популярен у зрителя. Кстати, это единственный оркестр в России, в штате которого есть свой мастер по изготовлению и ремонту инструментов. Причем за помощью к нему обращаются со всей страны. Например, балалайку известного исполнителя Веры Макаровой из Красноярска украшает корона из перламутра — это знак новосибирского мастера Евгения Денисова, изготовившего инструмент. Как раз сейчас инструмент у него в мастерской на доводке.

«Твоя балалайка будет не хуже», — замечает Денисов и жмет руку Мише.

На веревке под потолком мастерской сушатся несколько инструментов. Мастер снимает один и кладет в руки юного музыканта.

Кленовые бока Мишиной балалайки блестят от лака. Годовые кольца создают причудливый ритмичный узор. На черном грифе — корона из перламутра. Только струн пока нет, их мастер навесит позже, когда окончательно просохнет лак. Миша подносит балалайку к носу и втягивает запах дерева, лака, как турист, впервые вдыхающий морской бриз.

«Два года я кусал губы: когда, когда же у меня будет своя балалайка! Это то, что я ждал! А этот запах… Он заставляет улететь в космос. Я очень рад. Я влюбился в нее как в девушку», — растрогался музыкант.

Мастер тоже польщен.

«Думаю, балалайка тебе понравится и этот инструмент будет одним на всю жизнь. И нижайший поклон тем, кто дарит тебе балалайку. В России мало кто помогает людям искусства, как это делали меценаты. Я сам когда-то был молодой и очень нуждался в подобной помощи», — замечает Денисов.

КАК РОЖДАЕТСЯ ВОЛШЕБНАЯ МУЗЫКА

Мастер показывает свою мастерскую, в которой «зарыты три мерседеса». Она полна инструментов, станков. Самое ценное здесь — деревяшки, похожие на дрова. Денисов берет небольшую дощечку и стучит по ней пальцем — по каморке разносится звон, похожий на колокольный. Так звучит резонансная древесина.

Одна дощечка стоит на рынке около 10 тысяч рублей. При заготовке мастера ищут подходящее дерево, а потом высушивают дощечки десятки лет. Например, на Мишину балалайку пущен сорокалетний клен из Карпат с Западной Украины и елка, которой было полвека. Гриф из черного дерева, а порожки — из бивня мамонта.

«Древесину можно настроить. И кто научится это делать, у того получится балалайка», — замечает Денисов.

Общие принципы изготовления инструментов не изменились со времен Страдивари. Но мастера держат их в голове, не переносят свои знания на бумагу — многим попросту некогда. Вот и Денисову пришлось самостоятельно открывать алгоритм создания балалаек. Его работы сегодня одни из лучших в стране. Инструмент Веры Макаровой занял второе место на конкурсе по России.

«Когда дети растут, мы покупаем им новые штаники. Так же и с музыкантами. В какой-то момент человек понимает, что способен на большее, чем позволяет его инструмент. И начинает подыскивать новый. Счастье, когда музыкант находит свой инструмент, а инструмент — музыканта. Из этого единения и рождается волшебная музыка», — замечает Денисов.

И тут же просит родителей не экономить на инструментах для ребят, которые учатся в музыкальных школах. Плохие инструменты могут отбить любовь к музыке, а хорошие — «это совсем другие, обалденные ощущения». К тому же качественный инструмент не теряет в цене, он как хорошая инвестиция в будущее.

МЕЛОДИЧНЕЕ И ЛЕГЧЕ

Один из лучших балалаечников России Андрей Гуревич тоже работает в Русском академическом оркестре Новосибирска, преподает в местной консерватории. Он согласился встретиться с Мишей и дать ему мастер-класс.

Андрей Гуревич берет старую балалайку парнишки и пробует что-нибудь наиграть. Инструмент трещит и отзывается дребезжащим звуком.

«Я теперь понимаю, зачем тебе новая балалайка. Но хочу сказать, если это тебя утешит, что у нас в школе балалайки еще хуже», — говорит музыкант.

А потом они с Мишей погружаются в творчество. И хотя в зале мама и журналисты, их для юноши и учителя будто не существует.

«Пауза, знаешь, она та же музыка. Ее нужно прочувствовать и просчитать», — учит тонкостям музыкального исполнения мастер.

Миша старается. И его балалайка звучит все мелодичнее и легче.

«Да, да, теперь да!» — поддерживает учитель.

А в глазах мамы читается гордость за сына.

В конце Гуревич приглашает Мишу поступать в новосибирскую консерваторию: «Если поступишь ко мне, буду рад».

В ЭПИЦЕНТРЕ СОБЫТИЙ

Несмотря на репутацию «деревенского» инструмента, русская балалайка весьма популярна по всему миру. Восхищаться ею начали в XIX веке, когда первый оркестр русских народных инструментов Андреева проехал с гастролями по Европе.

Сейчас любительские коллективы, где играют на балалайках, есть в Германии, Польше, Франции, Скандинавии, в Японии, США… А сама балалайка неожиданно оказалась в эпицентре мировых политических событий.

«На волне санкций оркестру из Швеции запретили давать концерты, ведь музыканты играют на балалайках. Тогда наши питерские музыканты вышли к посольству Швеции и сыграли на балалайках композиции „Аббы“», — не без удовольствия рассказывает Гуревич.

Интерес к балалайке, по словам известного музыканта, растет. Современные композиторы начали писать музыку для этого инструмента, балалаечников приглашают играть в престижные коллективы.

Вместе с Мишей мы побывали на концерте оперного певца, участника шоу «Голос» Дмитрия Янковского. В Новосибирске он пел современные шлягеры под аккомпанемент Русского академического оркестра. Миша был на седьмом небе от счастья. Кажется, парень и сам не знал, что его инструмент открывает безграничные перспективы.

Сейчас Миша и мама вернулись домой. А в декабре музыкант-виртуоз наконец получит свою балалайку. Благотворительный фонд РМК поможет мастеру лично привезти ценный груз на Южный Урал и познакомиться с местными музыкантами.