— Дмитрий Сергеевич, с какого возраста начинается старость и нашему организму нужна особенная поддержка врачей?
— Если придерживаться классификации Всемирной организации здравоохранения, то пожилыми считаются люди старше 60 лет. Для таких пациентов и существует наука гериатрия. Сама наука немолода, но в российской медицине врачи-гериатры — относительно новое веяние.
— В этом возрасте многие посещают узких специалистов: кардиологов, ревматологов или неврологов... Про гериатров знают не все.
— Особенности течения различных болезней у пациентов старшего возраста изучают все медики, но гериатры подходят к этому вопросу комплексно. Их задача не столько вылечить пациента, сколько сделать его жизнь комфортной, самостоятельной и независимой в плане самообслуживания. А также — профилактировать те старческие изменения, которые уже становятся очевидными.
Врачам, которые работают со взрослыми пациентами, не всегда удается применить свои знания на практике, так как на прием пациентов отводится всего 12 минут. Поэтому сейчас в России создается трехуровневая система помощи лицам 60+.
Первый уровень — это амбулаторный этап. Например, в моей поликлинике все терапевты знают, что у нас ведет прием врач-гериатр, и некоторым пациентам терапевт предлагает его посетить.
Второй уровень — это стационарная помощь. Например, в Челябинске есть прекрасный геронтологический стационар дневного пребывания в ГКБ № 11. Это двухэтажное здание в парковой зоне. Здесь с пациентами занимаются не только узкие специалисты, но еще и психологи, психиатры, соцработники. Пожилым людям оказывают комплексную помощь.
И третий уровень — это отдельные учреждения, которые занимаются координацией гериатрической помощи. У нас в регионе такой медицинской организацией является клинический терапевтический госпиталь ветеранов войн. Этот госпиталь специализируется на лечении лиц старшего возраста.
Сегодня наша задача — увеличить количество врачей-гериатров на амбулаторном этапе, что мы и делаем.
— Кто все-таки попадает к врачу-гериатру?
— Хотя гериатр лечит лиц 60+, зачастую к нему все-таки попадают пациенты старше 70 лет. Эти люди, как правило, имеют несколько хронических заболеваний и состоят на учете у нескольких узких специалистов. Обычному врачу на приеме бывает трудно сориентироваться в терапии, ведь человек может принимать, к примеру, восемь разных лекарственных препаратов. Гериатр подскажет, как правильно их комбинировать, в каком порядке принимать а от чего вообще отказаться. Это первый большой пласт работы.
Кроме того, к гериатру обращаются люди с когнитивными нарушениями — со слабеющим умом, со старческой деменцией. А таких очень много. Когнитивные нарушения можно замедлить и даже повернуть вспять. У врача-гериатра есть набор простых, эффективных тестов, по которым он понимает, насколько выражена деменция. Кому-то врач даст совет читать книжки, разгадывать кроссворды, а кому-то порекомендуем специализированную психоневрологическую помощь, психотерапевтическую помощь.
И третий пласт работы — это пациенты с физическими особенностями. С возрастом люди теряют вес, их кости становятся хрупкими, они больше травмируются и чаще теряют равновесие. Врач-гериатр посоветует, как предупредить травмы. Согласитесь, что купить трость гораздо проще, чем менять тазобедренный сустав при переломе шейки бедра. Если у человека нарушена моторика и ему, к примеру, трудно застегивать пуговицы, выпишет препарат, который улучшает мозговое кровообращение.
Также у гериатра налажена связь с социальными службами. Если к доктору на прием попадет одинокий пожилой человек, который стремительно теряет способность себя обслуживать, мы обязательно свяжемся с социальной службой и уточним, стоит ли пенсионер там на учете, чем соцзащита ему может помочь.
— Как пациенту попасть в стационар или госпиталь? Кого туда направляют?
— Направляет врач-гериатр. Направление дают людям, которым необходимы длительное внимание, уход, обучение или присмотр. Но дневной стационар или госпиталь — это не дом престарелых. Здесь просто оказывают медицинскую помощь.
Например, доктор может отправить бабушку или дедушку в дневной стационар, чтобы разработать руку или ногу, хватательный рефлекс, который часто страдает у пожилых. В стационаре могут прокапать капельницу, которая улучшает работу мозга. Если пенсионеру тяжело ездить в дневной стационар, мы предложим ему лечь в госпиталь с круглосуточным пребыванием.
— Возрастные недуги развиваются постепенно, не каждая бабушка или дедушка осознают, что у них начинается слабоумие. Наверное, в этом плане большая ответственность лежит на близких?
— Пожилым людям действительно нужны внимание и помощь. В этом аспекте медикам здорово помогают социальные службы и социально ориентированные НКО. За рубежом таких помощников принято называть парамедиками. Они находятся близко к пожилому человеку и всегда готовы помочь или вызвать специализированный персонал. Сейчас совместно с российским Красным крестом и челябинским отделением этой организации мы вошли в проект, который учит близких людей ухаживать за маломобильными пациентами: кормить, перестилать кровать, решать какие-то другие бытовые проблемы. Хорошо, если бабушке или дедушке моет голову соцработник, но еще лучше, когда это будете делать вы — состояние пациента улучшится, как минимум, в два раза. Для пожилых очень важен эмоциональный фон.
Во многих больницах уже сформированы медико-социальные службы из психологов и врачей-гериатров, которые ведут психологическую поддержку пациента и близких на протяжении всего лечения.
— Как записаться на курсы Красного креста?
— Информацию можно найти на их сайте. Ребята сидят в том же помещении, что и знаменитый проект «Другая медицина».
— Наверное, одна из самых тяжелых проблем стариков — слабоумие. Иногда мы списываем такие проблемы на скверный характер. По каким признакам можно понять, что у бабушки или дедушки развивается деменция?
— Человек становится очень забывчив, начинает переспрашивать что-то по несколько раз. В самом начале таких проявлений он пытается все записывать, поэтому у бабушек и у дедушек очень много бумажечек, записочек, которые прилеплены везде, чтобы ничего не забыть. Они становятся дезориентированы во времени и пространстве. Мы очень часто можем видеть бабушек и дедушек, которые одеты не по погоде. И зачастую это происходит не потому, что нарушается теплообмен, а из-за того, что бабушке или дедушке сложно сориентироваться: а тепло сейчас на улице или холодно? Поэтому они предпочитают одеться потеплее. Бабушка, дедушка что-то забывают на кассе, становятся рассеянными, они могут вас толкнуть. Старики делают это не умышленно, а потому что вдруг закружилась голова и человек хватается за вас. Они становятся ворчливыми...
— А иногда очень мнительными. Им кажется, что вокруг одни враги и обманщики...
— Возможно, это уже пограничное состояние. И оно тоже связано с процессом старения. Чем старше мы становимся, тем сложнее у нас формируются нейронные связи. Поэтому нужно каждый момент формировать новые. Бабушка должна ходить домой не одним путем, а разными. Бабушка должна общаться. Должна читать не газеты, а художественную литературу, а еще лучше — на иностранном языке, если она, конечно, когда-то делала это. Бабушка должна смотреть не популярные каналы, а развивающие, например канал «Культура». Она должна посещать культурные мероприятия, разгадывать кроссворды. Она должна обсуждать все, что увидела, с близкими и родственниками, ходить в клубы по интересам, чтобы развивать интеллект, память.
Бабушкам полезно вязать крючком и спицами, потому что это мелкая моторика, которая также создает новые нейронные связи.
Вообще в народе недаром говорят, что старики как дети. Бабушке нужно подобрать кружок по интересам. Пусть это будут танцы в парке, хор, народный театр, но вы должны поддерживать ее выбор, потому что это социализация и профилактика старения.
— И тут, наверное, вы частично ответили на последний вопрос: можно ли в старости, имея массу проблем со здоровьем, получать радость жизни?
— Радоваться жизни можно в любом возрасте. Кому-то эту радость дарят внуки, кому-то животные, кому-то скандинавская ходьба. Кто-то начинает вокруг себя организовывать людей, чтобы передавать свои навыки. Например, в Челябинске есть замечательная женщина-тренер, которая всю жизнь проработала в спорте, а сейчас преподает йогу лицам старшего возраста. Есть челябинка, которая организовала бесплатный клуб скандинавской ходьбы. И, слава богу, таких людей становится больше.
По своему опыту я также вижу, что радость там, где человека окружает уважение и забота близких.
Старайтесь, чтобы бабушки и дедушки после 60—70 лет не сидели дома и не смотрели популярные ток-шоу или передачи, а куда-то ходили и даже продолжали работать. Когда они работают, занимаются своим хобби, они забывают о своих болячках и проблемах, они получают положительные эмоции и даже выздоравливают быстрее.