Крупный пожар в Карталинском районе разбил спокойную размеренную жизнь жителей двух поселков на «до» и «после». Одни потеряли кров и все имущество, другие — чудом отстояли свои дома, но были очевидцами разгула стихии и помогали соседям бороться с огнем. Журналисты ИА «Первое областное» собрали несколько историй местных жителей.
Погорелец дважды
Из 329 домов в Джабыке во время крупного пожара сгорело 63, уцелело 266. В поселке Запасное пожар уничтожил 9 домов, 143 остались нетронутыми. В числе погорельцев Джабыка — бывший егерь, ныне 68-летний пенсионер Виктор Васильев. За более чем 30 лет жизни в поселке Виктор Михайлович второй раз смотрит на пепелище вместо собственноручно построенного дома.
«В 2001 году в Джабыке случилось масштабное короткое замыкание. У соседей лопались лампочки и телевизоры, а у меня сгорел дом, я тогда продал участок. В 2015 году построил новый дом, по улице Окружной, 3 (по свидетельству очевидцев, улица Окружная в Джабыке сгорела полностью. — Прим. ред.). И тут этот пожар. С 8 на 9 июля мы все-таки ночевали дома, огонь шел на Джабык лесом, со стороны Парижа. Прямо возле моего дома дежурила машина МЧС из Фершампенуаза, еще одна — у соседей. Мы надеялись, что пожарные отстоят поселок. Но днем 9 июля, когда огонь подошел совсем близко, решили уходить. Я собрал документы, буквально на 15 минут отъехал за супругой. А когда вернулись с женой — дом уже горел. Сгорело все: дом, постройки. Так и не успел выпустить живность на волю: погибли собака, поросенок, утки, гуси. Словом, у меня остались автомобиль и документы. Недавно я перенес инфаркт, да еще больше суток дышал дымом. Я ничего не мог сделать: стало плохо с сердцем, меня увезли в больницу в Магнитогорск. Вот, второй раз в жизни вернулся на пепелище. 12 июля приехали солдаты помогать разбирать завалы. Но найти что-то уцелевшее не надеюсь. Тут говорят про материальную помощь. Ездил, подавал документы. Так просят то номер карты, то счет, то фотографию карты. В общем, сейчас жена занимается оформлением, я не хочу с этим разбираться. От мамы супруги остался старенький полуразвалившийся домик здесь же, в Джабыке. Вот, нужно разобраться с пепелищем и готовить его к холодам. Видимо, окна забьем одеялами, надо же где-то зимовать», — рассказал Виктор Васильев.
До последнего пытался спасти дом
К сожалению, лесной пожар, перекинувшийся на поселок Джабык, унес жизнь 78-летнего Виктора Кочеткова. Его дом по улице Окружной, 21 сгорел дотла примерно в полдень 9 июля. Мужчина пытался спасти жилье от огня.
«Соседи видели его, когда папа загорелся сам, пытаясь отбиться от пламени. Маму утром эвакуировали, а отец никак не хотел уезжать из дома, был уверен, что отстоит. Насильно его не скрутишь. Мы до последнего надеялись, что его эвакуировали и он просто не выходит на связь, но потом криминалисты сообщили, что его останки найдены в сгоревшем доме и от него самого почти ничего не осталось», — с горечью рассказала дочь погибшего Татьяна Новикова.
Поиски временного жилья
Сгорел на пожаре и дом Павла Чернышева. Мужчина находился в момент ЧП вместе с семьей в Джабыке. Тогда жители всего поселка объединились и, как могли, пытались сопротивляться стихии.
«Наш дом по улице Мира сгорел полностью. Заявление на компенсацию мы уже написали. Сейчас ходим на месте пепелища, разгребаем завалы. Мы подыскиваем временное жилье, готовы снять какой-нибудь дом здесь, в Джабыке», — рассказал ИА «Первое областное» погорелец.
Проливали дом, чтобы спасти
В поселке Запасное огонь пришел в родительский дом учителя из Магнитогорска Галины Кобец. Женщина рассказала, что это ее родной дом, она выросла там, а сейчас по улице Лесной живет ее мама, где и загорелись первые строения. В момент трагедии в жилище находились 90-летняя бабушка и 65-летняя мать Галины, а также ее младшая сестра с мужем и годовалым ребенком.
Выгорели практически все дома соседей. А семье Галины хозяйство удалось отстоять: на большом участке (25 соток) у них были расставлены баки для полива, в них накачали воды и заранее начали проливать дом. Позже, когда куски пепла начали лететь во двор, ребенка и пожилых женщин сестра с супругом увезли к друзьям, поближе к центру, где было безопаснее.
Сначала проливали дом и участок своими силами, а когда поняли, что не справляются, отправились на поиски пожарных. И даже когда огнеборцы и сотрудники МЧС прибыли на помощь, зять Галины не сдавался и до последнего боролся за дом. Очевидцы трагедии говорят, что полыхало со всех сторон, «все горело как в аду».
«Уже и пожарные, и МЧСовцы Юру (зять Галины. — Прим. ред.) оттаскивали — он все тушил, тушил. Благодаря этому наш дом среди пепелища остался один. Отдать должное, пожарные очень сострадающе относились, человечно, самоотверженно все делали. У нас забор сильно покорежило, дом от жара со всех сторон, начал кирпич трескаться, горело все вокруг: груша у нас огромная вся пожухла, малина, цветы. Стройматериалы пострадали, вдоль забора лежали. Мы вчера сначала ревели, потом смеялись как в истерике. Приехала в город домой и понимаю, что у меня так плохо на сердце, потому что лес выжжен дотла. Наш дом, он хоть и целый остался, но он посредине горельника. Это так страшно, в любое окно наше посмотри: хоть справа, хоть слева, хоть сзади. Мама говорит: „Смотрю в окно, и слезы наворачиваются“. Леса, которые десятилетиями росли, — их нет больше. Просто в какой-то пустыне мы остались», — поделилась жительница Магнитогорска Галина Кобец.
На спасение домов — всем селом
Виктор Бордавов, житель Еленинки, погорельцем не стал: село отстояли от огня. Но сам Бордавов считает, что произошло это благодаря усилиям самих еленинцев. Люди до сих пор очень эмоционально рассказывают о случившемся. Некоторые из них взвинчены и склонны винить в произошедшем не ветер и огонь, а бездействие МЧС.
«Когда мы узнали об идущем пожаре — сразу все соседи вместе вышли на окраину села. Женщины прибивали тлеющую траву вениками, мужики следили, чтобы не пошло на дома открытое пламя. Очень помог местный фермер, пригнавший трактор, односельчане, которые тоже имели сельхозтехнику, — они опахивали село. Наш работодатель (Виктор работает на Новокаолиновом ГОКе. — Прим. ред.) тоже выделил технику, в том числе кубовые бочки. В пятницу в Еленинке появилось много техники МЧС, но пожарные просто наблюдали. Я считаю, мы свои дома защитили сами. Слава богу, никакого ущерба я не понес, мы защитили свои дома. Соседям из Джабыка и Запасного можем только посочувствовать. Но им сейчас обещают компенсации, слышал, уже кто-то получил деньги. А вот односельчанам, кто на своей технике участвовал в тушении пожара, пожег горючее, повредил технику, никто ничего и не даст. Получается, они помогали людям себе в убыток», — рассказал Виктор Бордавов.
Напомним, 8 июля в Карталинском районе вспыхнул крупный пожар, который затем перекинулся на жилые дома двух поселков. Из-за сильного ветра огонь распространился на площади 14 тысяч гектаров. В результате сгорели 72 дома, погиб один человек. В области был введен режим ЧС.
Губернатор Челябинской области Алексей Текслер распорядился оказать погорельцам материальную помощь, выплаты начали перечислять уже в воскресенье, 11 июля. Дома южноуральцев также будут восстановлены. Лишившимся домов карталинцам, которые захотят переехать, выплатят компенсацию. Кроме того, по поручению главы региона организован сбор средств и благотворительной помощи пострадавшим от лесных пожаров. 12 июля пожар, бушевавший на юге Челябинской области несколько дней, потушили.
Авторы: Кирилл Бабушкин, Анастасия Посохова, Анна Гаврилова, Евгения Шершнёва