Историю семьи Азизовых за последние дни не слышал, наверное, лишь тот, кто полностью отрезан от окружающего мира. Примерно в таких же условиях в течение 11 лет жили трое детей 55-летней жительницы Усть-Катава.
Дина Азизова окружила своих чад гиперопекой и не выпускала из их дома: две девочки и мальчик не ходили в детские сады и школы, не получали медицинской помощи, не общались с другими людьми. Практически все свое время они проводили под надзором «заботливой» матери.
Как стало возможным многолетнее заточение и куда смотрели органы социальной защиты, образования и здравоохранения? Это те вопросы, которые сейчас задают в адрес администрации округа все, кто услышал эту шокирующую историю.
Как удалось выяснить корреспонденту медиахолдинга ОТВ, семья «потерялась» из-за частых переездов.
«7-го числа мы собрали межведомственную комиссию, куда были приглашены и полиция, и образование, и соцзащита, и медицина. И вот выяснилось, что это все какое-то странное стечение обстоятельств. Был 2009 год, большинства из них (руководителей — прим. ред.) здесь еще не было, получилась такая ситуация: девочка старшая закончила два класса, мама написала заявление в школу с просьбой выдать документы, потому что они будут жить в городе Уфа», — рассказал первый заместитель главы Усть-Катавского городского округа Сергей Пульдяев.
На тот момент в семье уже родилась младшая дочь. Они переехали в частный дом, и над малышкой был установлен патронаж, который длился 11 месяцев. Вскоре мать отказалась и от него по причине очередного переезда. Именно в этот момент Дина Азизова каким-то образом умудрилась прописать себя и детей на железнодорожной станции в поселке Минка.
Сказать, почему семьей не заинтересовались миграционные органы и органы соцзащиты в эти годы, сложно из-за срока давности истории.
«Видимо где-то, на межведомственном уровне, чуть-чуть не сработало образование, чуть-чуть не сработала медицина, чуть-чуть не сработал ФМС, и вот это чуть-чуть превратилось в такую накладку. Дальше, может быть, какое-то равнодушие соседей. Хотя здесь сложно говорить, потому что дом этот крайний, он на самой горе. С другой стороны общение мамы: она была очень общительной, у всех на виду, даже ни у кого не было никаких подозрений», — рассуждает Сергей Пульдяев.
В больницы «мать-героиня» не обращалась, чем довела здоровье одного из детей до серьезных проблем. Когда их обследовали в медицинском учреждении, выяснилось, что у 15-летнего мальчика деформирована грудная клетка. По его словам, когда-то давно он упал, но мама не повела его в больницу. Отсутствие медицинской помощи стало причиной того, что у подростка неправильно срослись ребра. В настоящее время все трое находятся в медучреждении, в течение 10-ти дней они пройдут обследование в больнице Усть-Катава, после чего их планируют перевести в Челябинск, для дальнейшего лечения.
«Не хотелось бы сейчас разлучать этих детей, мы решаем вопрос с министерством социальных отношений, сейчас они у нас немного подлечатся, и мы будем направлять их в Челябинск, потому что им нужна профессиональная психологическая помощь, не такие психологи, как у нас здесь. Дальше нужно будет определяться с образованием, у нас уже комиссия выходила, делала тестирование, они писать, читать умеют, это не „маугли“. Они знают, что такое интернет, старшая девочка переписывалась, у нее есть телефон, она дружила с мальчиком, она и встречалась с мальчиком», — объясняет первый замглавы округа.
Почему 20-летняя девушка не рассказала о том, что стала узницей в доме своей матери раньше, пока не ясно. В данный момент в истории разбирается межведомственная комиссия. Администрация округа в этом вопросе тесно сотрудничает с министерством социальных отношений региона. Главным вопросом остается их дальнейшая судьба, ведь из-за долгого заточения и отсутствия общения с внешним миром, они совершенно не приспособлены к жизни.
«Папа, он законный отец, его никто не лишал родительских прав, ему 69 лет. В силу возраста у него есть пенсия, он должен стать опекуном. Старшая дочь, которая приехала с Набережных Челнов, она очень хочет, но у нее есть некоторые проблемы. Она обратилась к нам за помощью, мы сказали, что если будет ходатайство с Набережных Челнов, с министерства социальных отношений, мы попробуем рассмотреть этот вопрос. Прорабатываем вопрос оформления опеки на 20-летнюю дочь, но у нее нет дохода. Ситуация очень сложная», — подытожил Сергей Пульдяев.
Разбираться есть в чем. За эти годы семья на средства материнского капитала приобрела дом, в котором и были заточены в течение 11 лет дети. Дина Азизова с 2009 года получала пособие, т. к. числилась в управлении соцзащиты как малоимущая. В то же время всем, кто замечал во дворе ее дочерей и сына, женщина говорила, что они приехали лишь погостить, а основное время проживают с ее старшей дочерью в Набережных Челнах. Мать с отцом получили российское гражданство, тогда как паспорта старших детей так и не были им выданы.
Помочь ответить на эти вопросы смогла бы сама Дина Азизова, но она, по всей видимости, не выдержав побега горячо любимых детей, свела счеты с жизнью и подожгла злополучный дом. Теперь опекать ее дочерей и сына будут другие люди.