Современному человеку сложно представить, что значит жить в походно-полевых условиях. Без удобств, отапливаемого помещения и банальной возможности постирать и хорошо высушить вещи. Примерно к таким обстоятельствам готовятся военнообязанные. Какое снаряжение, взятое из дома, поможет сохранить тепло днем и ночью в условиях мобилизации, корреспондент ИА «Первое областное» узнала у опытных туристов из Челябинска, занимающихся пошивом спальных мешков и другой туристической экипировки для экстремальных экспедиций, Натальи и Валерия Столбовских.

«Буквально вчера отдали спальный мешок с капюшоном для мобилизованного сына знакомых. Парень высокий, крупного телосложения, ему стандартный спальник, рассчитанный на 180 см, которые продаются в магазине, просто был мал. Они походили по магазинам, но ничего подходящего так и не нашли. К тому же важное значение имеют материалы — не каждый спальник в условиях мобилизации подойдет», — говорит Наталья Столбовская со знанием дела.


Вместе с супругом Валерием она много лет назад открыла ателье SwanWearSport. Его Столбовские разместили в квартире на улице Воровского. Всю жизнь они сами ходили в горы. Напоминанием о тех походах служат фотографии с разных вершин на стенах комнат. Тут и Эльбрус, и Гималаи, Кавказ и другие горные районы.


Экипировку для восхождения на вершины в условиях сурового многодневного похода с ветром и крепким морозом инженеры по образованию Наталья и Валерий для себя и друзей всегда шили сами, понимая, как важно сохранить тепло в экстремальных условиях. Сначала делали это из нехватки (в их студенческие годы специальной экипировки для туристов просто не было), а на качество тех, что позже начали продавать в магазинах, после своих изделий они были уже не согласны.

«Когда Наталья мне сшила анорак (легкая надеваемая через голову ветрозащитная куртка из плотной ткани с капюшоном без застежки спереди. — Прим. ред.), пришлось жениться. Так что это дело опасное», — смеется Валерий Столбовский.
Раньше производство было масштабней. Сейчас швей в ателье нет. Столбовские давно на пенсии, но индивидуальные заказы выполняют вдвоем до сих пор. К тому же есть постоянные клиенты — дети и внуки.


Говорят, что никогда не уходили в «массовку» и ширпотреб. Как профессиональные туристы они уверены — экипировка имеет важное значение и должна подбираться под условиях похода и туриста индивидуально.

«Когда к нам приходит заказчик, обязательное условие — узнать, куда он в экипировке планирует пойти. Например, куплена путевка для восхождения на Белуху. Мы можем дать качественную консультацию по подходящей для этого одежды из гардероба заказчика (для этого прямо просим принести то, что уже есть) и оказать услугу по пошиву недостающей. Когда пришли знакомые с задачей экипировать мобилизованного, я также узнала, куда он едет, и спросила размеры человека. Это важно», — продолжает Наталья Столбовская.
Челябинцы отмечают: все стандартные спальники, которые есть в свободной продаже, кроятся из ширины ткани. Как правило, это максимум 1,5 метра. За минусом кромок, с учетом припусков на швы и прочего на выходе получается спальник 1,4 метра шириной в готовом виде. Столбовские объясняют, что этого мало.


По словам Натальи Александровны, ей самой при достаточно миниатюрной комплекции даже в «коконе» из ткани шириной 1,6 метра тесно. Что уж говорить о мужчинах, спящих в полном обмундировании? Для них, по мнению челябинки, ширина спальника должна быть до двух метров.

«В походе мы использовали пуховые спальники — в них при минус 28 градусах на „пенке“ в однослойной палатке без печки было тепло. Но для мобилизованных такие не подойдут! Утром на „крыше“ палатки образуется конденсат — то, что мы за ночь надышали. Инеем он падает вниз, и пуховый спальник сыреет. А условия мобилизации сейчас — конкретная осень с переходом на „минус“, сушить экипировку вряд ли будет время и место. Постепенно пуховый спальник наберет этот конденсат, станет мокрым и бесполезным. Поэтому мы рекомендуем в данном случае спальники с синтетическим утеплителем, который также хорошо держит тепло», — отмечает Наталья Столбовская.
В случае с мобилизованным молодым человеком Наталья остановила выбор на легком, теплом и выводящем влагу утеплителе Шелтер. В спальнике использовала три его слоя, снаружи сделала непромокаемую непродуваемую ткань (мембрану), чтобы можно было спать в условиях сырости и при этом не отдавать наружу тепло собственного тела, изнутри — подкладочную таффету. Эта ткань способна поглощать и выводить влагу, которая выделяется человеческим телом, без намокания поверхности.


Обычно Столбовские используют таффету с водоотталкивающим покрытием для защиты пуха от сырости. Покупают именно черного цвета: опыт показывает — ткань такой окраски сохнуть будет быстрее, чем другие. Что касается массового производства, которым семья не занимается: ради удешевления изделия материал могут использовать и для наружного слоя. 

Опытные туристы так не делают — мембрана надежнее. Ее наружный слой не пропускает воду в спальник, внутренний — не выпускает наружу тепло нашего тела.

«Главное, чтобы было не только сухо, но и тепло. Поэтому важно подобрать подходящий утеплитель. Шелтер — это не единственная синтетика, которая отлично для этого подходит и может использоваться в условиях мобилизации. Еще есть файбер, лофт и другие. Волокна всех этих материалов обработаны силиконом, за счет чего ткани более упругие, меньше сминаются. Стянутый спальник с любым из этих наполнителей быстрее восстановится и прослужит дольше, так как выдерживает больше циклов сжимания и восстановления», — продолжает Наталья Столбовская.
Как отмечают эксперты, обычный синтепон не подойдет. Любая его толщина, какую бы ни заложили изначально при пошиве, очень быстро сминается, и такой спальник быстро превращается в простынку.


Для всех спальных мешков производители используют легкие материалы. Оптимальный по соотношению «объем — тепло» на сегодняшний день — пух. Но так как для мобилизованных он не подходит, остается только просиликоненный синтетический наполнитель. Из минусов таких спальников можно отметить только достаточно большой объем (потому что волокна утеплителя при сминании «сопротивляются»). 

«Наш спальник получился достаточно объемный. Поэтому мобилизованному в подарок дополнительно отдала компрессионный непромокаемый мешок из тентовой ткани Оксфорд. В него спальник можно умять в меньший объем. Но у человека вряд ли будет возможность упихивать изделие в походных условиях. Зато компрессионник пригодится для других вещей, которые важно защитить от сырости», — объясняет Наталья Столбовская.
Производства подходящих тканей в Челябинской области, по словам Столбовских, нет. Их просто не завозят, так как цена выше, а спрос на них был разве что у знающих дело туристов. Так что Столбовские закупают все необходимое в других регионах — благо есть предприятия в России.

В многодневных лыжных походах туристы также используют коврики-пенки 60 на 180 сантиметров толщиной 10—12 миллиметров. Они изготовлены из полиуретана и не пропускают холод: расстелил — и ложишься сверху в спальнике. Валерий Столбовский отмечает — заменить их можно изолоном.

«Если нужно экипироваться нескольким людям, можно купить рулон этого материала и нарезать под нужный размер. Изолон также идет разной толщины: 8, 10 и 12 миллиметров. Для суровых условий лучше выбирать потолще», — говорит Валерий Столбовский.
Как опытный турист он отмечает, что особое внимание мобилизованным стоит уделить термобелью. Никакой «хэбэшечки» быть не должно. Эта ткань будет впитывать влагу, и солдату будет холодно.


«Условия, в которые попадают мобилизованные, корнями уходят в лыжный туризм. А у лыжников акцент на синтетику и многослойность. Шьют они термобелье обязательно размер в размер из материала Polar Power Stretch (термоактивный материал, обеспечивающий максимальный тепловой комфорт. — Прим. ред.)», — продолжает Валерий Столбовский.
Преимущество этой ткани в том, что она влагу не впитывает: когда человек потеет (что неизбежно, когда идешь под рюкзаком зимой на лыжах), она на стадии испарения выводит влагу наружу. Эксперты говорят, что дальше конденсат выпадет на первой температурной границе. Если куртка дышащая — выйдет наружу и сырым окажется верхний слой куртки. Если нет — сырость выпадет на ткани изнутри, но тело все равно будет сухим, и человек не замерзнет.

«Это физика: холодно становится, когда выделяемый организмом пар начинает остывать. Поэтому в армию ни в коем случае нельзя брать белье из хлопчатобумажной ткани. Выбираем Полар, в ней нет необходимости переодеваться», — добавляет челябинец.
В 2008 году, после событий на грузинской границе, таким термобельем в индивидуальном порядке Столбовские обеспечивали пограничников, которые туда ездили в командировки в том числе зимой. 

«Тогда же мы им рекомендовали, как решить проблему с обувью, защитить ноги от замерзания. Они же там вообще в условиях „под елку прыгнул и сиди“. А у нас есть опыт. Делали им специальные лыжные бахилы с галошами поверх обуви, шили им из Полара в том числе носки, рукавицы, балаклавы», — объясняет Валерий Столбовский.


Что касается обычных походов. База из одежды следующая: в любое время года первым слоем всегда должно быть термобелье. Летом дополнительно необходим тонкий ветровой костюм (анорак и штаны). В демисезонье еще нужно добавить кофту из Полара. Когда температуры будут уходить за минус, к этому набору понадобится пуховый жилет. Зимой плюсом пойдет пуховик и штаны из мембраны. 

Владельцы ателье признаются, что индивидуальный пошив — дело недешевое. Тот самый спальник для мобилизованного стоил 5000 рублей. Шить массового такие изделия Столбовские не готовы. Но консультацию по подбору необходимых материалов для сборов мобилизованного они всегда готовы провести.