Губернатор доложил полпреду о необходимости разработки профессиональных стандартов и формирования образовательного заказа.
Глава региона принял участие в заседании Совета по вопросам образования Уральского федерального округа при Полномочном представителе Президента РФ Игоре Холманских, сообщила пресс-служба губернатора. Борис Дубровский и его коллеги обсудили вопросы подготовки инженерно-технических кадров. По задаче, поставленной Путиным, к 2020 году в Уральском федеральном округе должно быть создано 2 миллиона высокопроизводительных рабочих мест. О подготовке специалистов в Челябинской области доложил Борис Дубровский.
Глава региона отметил, что образовательный потенциал Челябинской области достаточно высок, чтобы обеспечить потребности военно-промышленного комплекса, металлургии, машиностроительного сектора, приборостроения. Все технические вузы участвуют в президентской программе повышения квалификации инженерных кадров. Только в этом учебном году число обучающихся на инженерных специальностях увеличилось на 3,7%. Однако у выпускников школ отсутствуют элементарные знания о профессии инженера, заметил Дубровский. К тому же уровень подготовки абитуриентов по математике, физике, химии, информатике снижается год от года. Для повышения качества образования в Челябинской области разработан проект, который будет мотивировать школьников получать не пропагандируемые обществом профессии, а востребованные предприятиями технические специальности.
— Мы сталкиваемся с низкой мотивацией к выбору инженерных специальностей, — доложил губернатор Холманских. — Чтобы изменить ситуацию, региональным министерством образования и науки в рамках Стратегии развития области разработан проект «ТЕМП». Эта инициатива, направленная на профориентацию школьников, предусматривает открытие кружков детского технического творчества и интерактивных центров профориентации. Кстати, первый такой центр — «Формула успеха» — уже действует на базе ДК «Смена» в Челябинске.
Кроме того, в этом году для южноуральских школьников впервые пройдет многопрофильная инженерная олимпиада «Будущее России». Учащиеся с 7 по 11 классы смогут попробовать свои силы в таких дисциплинах, как машиностроение, технология металлов, авиационная и ракетно-космическая техника, ядерная энергетика и технология. Победители получат бонусы при поступлении в высшие учебные заведения. Также для системы профтехобразования по направлению «Машиностроение» область закупит новое оборудование на федеральную субсидию в размере 32 миллионов рублей.
Помимо этого, в Челябинской области действует система предоставления бюджетных мест в колледжах и техникумах. Они выделяются по заявкам образовательных учреждений, подкрепленным договорами с работодателями. Таким образом, по окончании учебного заведения выпускникам гарантировано трудоустройство на предприятиях. Однако есть и нерешенные проблемы.
— Требуется более активное участие работодателей в разработке профессиональных стандартов и формировании образовательного заказа, — подчеркнул Дубровский.
Полпред Игорь Холманских отметил, что во всех областях необходимо рассчитать потребности в инженерно-технических кадрах, повысить качество обучения, увеличить количество часов практики, усилить роль работодателей в процессе образования, а также увеличить набор абитуриентов по целевым направлениям под конкретные рабочие места.
Напомним, что образовательная программа «ТЕМП» была подготовлена министерством образования в мае. Специалисты отмечали, что для нового качества образования необходимы три условия: содержание, кадры, бытовые и материально-технические условия. Одновременно с мотиваций школьников должна формироваться и мотивация педагогов. Учителя должны быть материально заинтересованы в подготовке будущих «технарей». С учетом этих критериев в региональном минобре разработали проект «ТЕМП» — «Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования». С управленческой точки зрения название расшифровывается, как Т — требования времени; Е — единство целей и задач; М — мотивация и стимулирование; П — пути решения и приоритеты деятельности. По мнению экспертов, сегодня школа должна делать ставку на опережающее обучение и готовить учащихся к выбору профессий, которые будут востребованы экономикой через 15 лет, должна воспитывать тягу к труду.