Глава Кыштымского городского округа Людмила Шеболаева считает свой город лучшим в регионе. Одна из немногих в Челябинской области женщин-мэров рассказала Первому областному информагентству, как объединить для блага муниципалитета все его предприятия и построить мост из прошлого в будущее. А заодно объяснила, что такое «дразнилка» и откуда она возьмется в русле речки Кыштымки.
Как заманить к себе вузы
— Людмила Александровна, многие ваши коллеги, главы небольших городов, регулярно жалуются на постоянный отток населения. Есть ли такая проблема в Кыштыме?
— Это тенденция общая для всех, она обусловлена процессами, происходящими по всей стране, по всему миру. Молодежь считает, что в больших городах лучше условия, причем даже не проживания, а условия для карьеры и образования. Но я уверена, что в конце концов этот процесс развернется на 360 градусов и люди начнут возвращаться на малую родину. В большом городе сегодня действительно удобнее учиться, но вот жить человеку комфортнее там, где спокойнее, где воздух чище.
Что касается Кыштыма, то есть у нас одна боль: пять лет назад закрылся наш филиал ЮУрГУ. Потеря филиала известного вуза очень серьезно ударила по Кыштыму. Это ведь была еще и точка притяжения для всех молодых людей из соседних муниципалитетов. Когда его закрыли, я ездила на заседание комитета по образованию Госдумы. Выступила там, просила помочь восстановить его. Ответ был: вузы должны заниматься научными исследованиями, и потому концентрируются в мегаполисах, в филиалах нет условий для этого. С этим трудно не согласиться.
Но у меня тогда возникла идея, которая должна помочь малым городам. Мы договорились с ЮУрГУ, и на базе Кыштыма открыли пункт дистанционного обучения. В здании МФЦ, где расположен муниципальный информационно-консультационный центр, сидит специалист из университета (тьютор). Здесь же оборудован учебный класс. То есть у ребят из Кыштыма, Озерска, других близлежащих городов появилась возможность встречаться со специалистами, получать консультации. Сейчас хочу расширить этот учебный пункт. Мы готовим письма в вузы Екатеринбурга, Москвы, Новосибирска о том, что муниципалитет готов на безвозмездной основе предоставить места для их специалистов, для работы со студентами, которые выбрали для себя дистанционную форму обучения. Это должно хоть как-то компенсировать потерю филиала.
Еще есть идея о заключении трехсторонних соглашений о социальном партнерстве между вузами, промышленными предприятиями и муниципалитетом. На базе предприятий можно организовать исследовательские лаборатории, где студенты могли бы проходить практику. Предприятие могло бы содержать эти лаборатории в обмен на налоговые преференции, зато такой подход помог бы закрепить ребят за предприятиями.
— А на сегодня как дела с населением в Кыштыме?
— Да как везде. Понятно, что причина сегодняшнего упадка — в прошлом, в демографической яме 1990-х годов. Резко снизилось число женщин фертильного возраста. Но все-таки рождаемость потихоньку растет, все больше семей с двумя, с тремя детьми. Именно поэтому я убеждена в необходимости создания комфортной городской среды в первую очередь в малых городах. Если тут будут удобные дороги, точки притяжения, тогда молодежь сюда будет возвращаться активнее.
Прошлое, настоящее, будущее
— Сегодня очень много внимания уделяется развитию комфортной городской среды, на это направлено множество программ — федеральных, областных, муниципальных. У Кыштыма получается затягивать к себе деньги из вышестоящих бюджетов?— Мы над этим работаем как минимум с 2017 года. Тогда, напомню, вопрос создания комфортной среды в малых городах был поднят Владимиром Путиным. Мы тогда в первую очередь посоветовались с народом. Горожане проголосовали за несколько общественных территорий. У нас вообще традиция: в дни проведения выборов мы ставим на входах в избирательные участки ящики для сбора предложений по развитию города. Именно предложений по развитию, а не жалоб! Так что чего хочет народ в плане преобразования города, мы вполне себе представляли.
Так вот, еще в 2017 году в Кыштыме прошли пять дискуссионных площадок. Когда выбирали общественные пространства для благоустройства, горожане голосовали за разные предложения. Одни говорили о необходимости реконструкции набережной возле дома культуры «Народный дом», другие ратовали за благоустройство парка имени Пушкина, третьим хотелось благоустроить центр города и так далее. Но несколько самых популярных объектов, если смотреть на карту города, логично выстраивались в одну линию. Мы соединили их в один проект и назвали это все пешеходным туристическим маршрутом «Прошлое в настоящем и будущем». И он прошел как раз по указанным горожанами объектам: «Народный дом», набережная, пешеходная зона, мосты, городской парк имени Пушкина, территория у Белого дома, городская площадь, спуск к набережной Кыштымки и площадь возле Дворца культуры «Победа».
С этим маршрутом Кыштым пошел на федеральный конкурс объектов благоустройства. Увы, пока выиграть на федеральном уровне не получилось, но мы будем продолжать заявляться: работы-то еще очень много.
— Сразу несколько объектов — это, пожалуй, неподъемно для бюджета.
— Да, мы реализуем их по очереди. Вот набережную у «Народного дома» сделали при поддержке АО «Кыштымский медеэлектролитный завод» (группа компаний РМК) в рамках договора о социальном партнерстве. Набережная была очень перспективна, но ею десятилетиями никто не занимался: берег просто сплошь зарос. Когда мы убирали деревья, там встречались пятитонные корни!
— И что, даже экологи не возмущались вырубкой?
— Вы знаете, нет. Все вопросы по набережной согласовали. Мы же обсуждали этот проект, разговаривали с людьми. Эти старые тополя на самом деле частью были засохшие, частью скрюченные, набережная была мертвой. Зато сейчас она — место притяжения, открытая концертная площадка и отправная точка прогулки «Из прошлого в настоящее и будущее».
Еще в очень плохом состоянии находились три основных автомобильных моста. Все три были аварийными. Поэтому средства, выделяемые на ремонт дорог из регионального бюджета, мне приходилось направлять на мосты. Но вот поднатужились и сделали их! Все три!
Параллельно вышли на городской сад Пушкина. Благодаря поддержке губернатора Алексея Текслера получили деньги, в том числе и федеральные, приступили к реконструкции парка. Ее закончим к 1 сентября. Вот тут были возмущенные граждане, выступавшие против вырубки деревьев. Они уникальные, да, я сама была против. Но мы столкнулись с серьезной проблемой: корни разрослись настолько, что благоустраивать территорию было невозможно! Мы постарались сохранить все, что возможно, но середину парка все же пришлось очищать. Осенью разработаем проект по дополнительному озеленению парка. Опять же после обсуждения с кыштымцами.
Белый дом по-кыштымски
— Парки и набережные — это здорово, но в Кыштыме много старинных зданий. У вас тут исторический заповедник!
— Да, и в нашем проекте это учитывается. Следующий этап реконструкции всего и вся — это Белый дом, старинная усадьба Демидовых. Это памятник федерального значения, главная архитектурная доминанта города, а парк вокруг — памятник областного значения. Для решения вопроса по Белому дому я обращалась в Совет Федерации, министерство культуры РФ, ради него вступила в Союз малых городов! Чтобы раскрутить этот памятник, городской центр туризма создал интерактивный материал, там звучат воспоминания кыштымцев, связанные с домом: кто-то ходил сюда в вечернюю школу, кто-то занимался в Доме детского творчества. С 2018 года в приусадебном парке дворцового комплекса «Белый дом» проводится традиционный фестиваль, бал-реконструкция XIX века. Участники танцуют полонез, падеграс и вальс, очень красиво!
Когда губернатор Алексей Текслер приехал в Кыштым, мы его привели к зданию, хотя вид там, конечно, сейчас очень печальный. И Алексей Леонидович заявил: все, будем восстанавливать! Через три дня меня уже спросили из области о необходимой сумме. А наш Белый дом по объему такой же, как дом Сафонова в Екатеринбурге. Я обратилась к разработчикам проекта реконструкции «сафоновского» объекта, и они прикинули черновой порядок цифр по Белому дому.
А еще через несколько дней — указание из Челябинска: срочно материалы по Белому дому, Текслер летит в Москву! Мы сделали альбом с презентацией. Передать напрямую Алексею Леонидовичу уже не успевали, мне удалось отправить презентацию прямо в Москву. Нервов потратила кучу, но когда Алексей Леонидович прилетел, альбом уже ждал его в номере гостиницы. И вот результат: проект реставрации нашего Белого дома отработан, сейчас готовится к передаче в госэкспертизу.
— То есть реставрация Белого дома будет за федеральный счет?
— Мы надеемся попасть в федеральную программу возрождения культурного наследия. По проекту стоимость реставрации составляет порядка 850 миллионов рублей, для нас эта сумма неподъемная: бюджет Кыштыма со всеми трансфертами чуть более полутора миллиардов.
Берлинская лазурь и пятиметровая дразнилка
— Недалеко от здания мэрии идут работы по монтажу фонтана. Он у вас необычного цвета...
— Этот фонтан — вообще уникальный! С конца XVIII века до 1960-х годов стоял на городской площади. Это был просто объект водоснабжения, хоть и необычный, в чугунном исполнении. В исторических документах называли его «Кыштымское чудо». Затем, в 1960-е годы, его перевезли на территорию парка у Белого дома. Многие детали фонтана были утрачены. Мы его решили вернуть на историческое место ближе к речке Кыштымке и реставрировать. И вот в ходе ультразвукового исследования большой чаши выяснилось, что фонтан-то вовсе не черный, как следовало бы ожидать от чугунной конструкции! Его просто много раз перекрашивали, а исторически наш фонтан оказался голубым, цвета «берлинская лазурь». А во времена Хрущева он вообще был зеленоватого цвета! В общем, аналогов на всем Урале не найти. Мы разработали проект его реставрации, заручились поддержкой РМК и лично Игоря Алтушкина. И вот работаем уже четвертый год. В этом году фонтан обязательно запустим!
— А чем вызван перенос фонтана поближе к реке?
— Потому что это почти историческое место. Легко заметить, что мы вообще уделяем много внимания именно обустройству берегов Кыштымки и нашего пруда: набережная, мосты и фонтан — из этой же серии. Ведь наш Кыштым недаром называют уральской Венецией! Но все-таки историю фонтана хоть кто-то из горожан да знает, а вот то, что появится у нас в День металлурга...
— Такой оригинальный сюрприз?
— Да! Набережная вообще должна быть наполнена малыми архитектурными формами для молодежи, ведь проект разрабатывали по предложениям студентов и школьников. А вот в самой речке у нас скоро появится действительно оригинальный объект.
Начну издалека: в 2017 году в Кыштыме проводили на территории Белого дома Уральскую индустриальную биеннале современного искусства. В 2021 году для проведения VI биеннале разработана программа арт-резиденций для городов Уральского региона. Проект арт-резиденций стал победителем первого грантового конкурса губернатора Челябинской области. Кыштымский городской округ стал участником этой программы. В ноябре 2020 года руководители программы приезжали в город с целью исследования территории для подбора художников. В марте Кыштым посетил Иван Горшков (современный художник, скульптор, живописец, соучредитель Воронежского центра современного искусства), который ознакомился с историей города и провел встречу с горожанами. По результатам визита была определена тема и место размещения работы. Это будет металлическая скульптура металлурга с пятиметровой каменной «дразнилкой» на плече. Дразнилка — это длинное бревно, использовавшееся в старину при литье металла. Фигуру планируется поставить в русле речки Кыштымки. Выполненный в человеческий рост рабочий выглядит титаном, держа такую громадину, и создает образ упорства и силы. В скульптуре пересекаются история города, его индустриальное начало, природные богатства края, непривычные формы и материалы. Очень современное искусство.
— То есть из вашей речки будет торчать фигура металлического мужика с пятиметровым бревном?
— Ну да. Здесь появится фигура рабочего из черного железа, который держит на плечах бревно из искусственного камня. Я так понимаю, что мы должны подготовить кыштымцев к тому, что к Дню металлурга на речке появится необычный, современный арт-объект. Знаю, что это событие вызовет и повышенный интерес, и резонанс. Ведь отношение к современному искусству у всех разное.
Три кита современного Кыштыма
— Большая часть ваших проектов реализуется за федеральные или областные деньги. А как у Кыштыма с собственными доходами?
— Их не так много, как хотелось бы. Но все-таки по сравнению со многими соседями мы чувствуем себя неплохо. Кыштым исторически вовсе не моногород, и сейчас основа нашей экономики, три кита, на которых стоим, — радиозавод, медеэлектролитный, машиностроительный заводы. Половина трудоспособного населения занята в субъектах малого и среднего предпринимательства. Благодаря такой диверсификации Кыштым более-менее благополучно пережил последние экономические кризисы. И очень хорошо, что все наши предприятия неравнодушны, они активно участвуют в жизни города!
Отношения с промышленными предприятиями выстраиваем на основании договоров о социальном партнерстве. Про работу РМК я уже говорила. Машиностроительный завод очень хорошо помог с благоустройством возле МФЦ. В это здание два года назад мы переселили военный комиссариат. В рамках благоустройства территории ветеранами боевых действий была высказана идея установить памятник десантникам. Заводчане помогли с оплатой скульптуры и ее установкой. В прошлом году аналогичным образом благодаря заводу сделали в небольшом сквере памятник пограничникам. Теперь вот думаем, кому будет третий памятник.
— Так военным летчикам, у вас же радиозавод!
— А это закрытая информация (улыбается). Как народ решит: предлагают и связистам, и морякам, и танкистов отметить... Радиозавод и так молодцы, они полностью благоустроили площадь перед дворцом культуры «Победа». Там теперь такое количество детей развлекается! Просто удивительное место получилось. Плюс они восстановили памятник комсомольцам-добровольцам. А недавно, по инициативе гендиректора Виктора Маркина, открыли памятник самолету МиГ-29.
— Три кита у вас есть, но инвесторов ведь много не бывает
— Я в начале своей работы мэром приглашала инвесторов отовсюду: из Болгарии, Италии, Японии. Но в городе была проблема: низкий уровень безработицы. То есть даже если бы инвестор зашел и построил, работать было бы некому. Выход один: строить как можно больше жилья для людей, которые приезжают в город жить! Чтобы создавались новые производства и рабочие места.
А с этим проблема: городской округ крупный по площади, но застроена сравнительно небольшая его часть: везде земли Гослесфонда. Этот вопрос надо решать. Сейчас, в преддверии выборов в Госдуму, я направила предложения по законодательной инициативе для упрощения перевода земель Гослесфонда в муниципальные, в первую очередь — под жилищное строительство. Этот перевод — очень сложный вопрос! Чтобы перевести земли Гослесфонда в муниципальные и увеличить площадь городского кладбища, городской администрации понадобилось несколько лет!
Продвижение вопросов с землей, с темпами жилищного строительства должно повысить инвестиционную привлекательность округа. Но для этого еще одну проблему надо решить. Ведь то, что город развивается, — очевидно. С газификацией просто беда: все мощности основной газораспределительной станции исчерпаны. В 2010 году только 4 процента частного жилфонда было газифицировано, а теперь — 43 процента. В прошлом году ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» и челябинская газораспределительная компания провели капитальный ремонт магистрального газопровода, построили второй выход на 4 тысячи кубометров. В этом году принято решение строить еще одну станцию — совместно с «Газпром трансгаз», правительством области и РМК. Ведь наши потребности продолжают расти. Одно радует: эти вопросы говорят, что город развивается!