Алексей Текслер приехал в Бакал уже во второй раз. Предыдущий визит был частью рабочей поездки по Саткинскому району, но губернатор успел сделать справедливый в целом вывод о том, что Бакал — один из двух (наряду с Верхним Уфалеем) самых депрессивных городов Челябинской области. И что эту ситуацию необходимо менять самым радикальным образом.
Для начала главе региона показали модульную блочную котельную, которая, хоть и находилась в самом центре города, в нескольких сотнях метров от величественного Дворца культуры горняков, была словно спрятана за гаражами и старой котельной, да так, что, разворачиваясь на узком «пятачке», в местных сугробах увяз один из автобусов для прессы. Мастера пера, микрофона и телекамер, впрочем, почти играючи растолкали и вытащили автобус на более твердый снег.
Кроме главы Бакала Андрея Зарочинцева и еще нескольких чиновников появления Алексея Текслера ожидал чуть грузноватый мужчина в пальто и кепочке. Как выяснилось, это владелец компании «Нефтехимавтоматика», которая решилась выкупить городские котельные, находившиеся в управлении города, но при этом в собственности обанкроченного ООО «Урал Энерго Девелопмент». Проблемы с теплоснабжением для города традиционны и болезненны, потому Алексей Текслер решил лично увидеться с инвестором.
«Мы наводили справки, но у нас очень мало информации о вашей компании, а с этими котельными уже одно банкротство было», — начал разговор губернатор.
Грузный мужчина ответил, что «Нефтехимавтоматика» работает в частности в Мурманске и Саратове, но сам он живет в Москве, откуда и управляет предприятием, зарегистрированным вообще в Омске.
«То есть вы не кот в мешке?» — с долей юмора спросил Текслер.
«Нет», — почти уверенно ответил владелец «Нефтехимавтоматики». После чего прошел вслед за губернатором внутрь котельной.
После осмотра глава региона пригласил инвестора в свой микроавтобус, где, видимо, более детально выяснял намерения предпринимателя, а заодно и давал определенные установки. Разговор занял минут десять.
Вторым пунктом программы стала городская больница Бакала, которая формально является частью Саткинской районной больницы.
Старое, 1962 года постройки, здание переживает масштабный ремонт. За 2019—20 годы успели сделать новую крышу, поменять наружную теплотрассу, выровнять снаружи стены, заменить окна на пластиковые, снести аварийное здание инфекционного корпуса и практически разобрать до голых стен здание поликлиники, которая встает на капитальный ремонт. Кроме того, в главном корпусе был установлен новый диагностический рентгеновский комплекс RADspeed, факоэмульсикатор, специализированный операционный стол для офтальмохирургии, система лазерная офтальмологическая для фотодеструкции, ультразвуковой офтальмологический сканер. А еще — кровати, каталки, кресла-коляски, кислородные ингаляторы, концентраторы, электроотсосы, дефибрилляторы, пульсоксиметры, тонометры для паллиативного отделения…
«А что это?» — проходя в одно из отделений больницы, Алексей Текслер обратил внимание на стол, где были разложены предательски бумажные больничные карты пациентов. Хотя чего ждать от очень старой больницы, где, несмотря на весь уже сделанный ремонт, деревянные полы скрипят, кажется, с момента постройки. — «Ну, это все же не годится».
Едва губернатор удалился, медсестры карточки со стола убрали.
«У нас есть психоневрологическое отделение в старой части города, оно тоже 1962 года постройки, а рядом поликлиника, она еще деревянная, 1935 года», — рассказала корреспонденту пожилая медсестра, пока Алексей Текслер осматривал операционный блок, вход в который украшало табло еще советских времен с логичной надписью «Тихо! Идет операция». — «А дальше по коридору — паллиативное отделение. Увы, не пустует...»
Ремонт больницы закончат. В этом году.
Детская школа искусств — гордость города. За 60 с лишним лет существования из ее стен вышло большое количество выпускников, ставших лауреатами международных и всероссийских конкурсов, сделавших серьезную артистическую карьеру. В справке, выданной журналистам накануне поездки, было даже название великого миланского театра La Scala… Сейчас в школе, расположенной в пристрое к жилому дому из силикатного кирпича, занимается около 350 детей. И, конечно, можно сказать, что они находятся в некоторой тесноте. Но, судя по той любви и аккуратности, что просто невозможно не заметить, осматривая стены и классы, точно не в обиде.
Сначала губернатор посетил класс рисования, затем — танцевальный. Где, воодушевленный приветливым гостем, один из мальчишек возьми и сделай два «колеса» подряд. А девочка по имени Карина попросила сфотографироваться с губернатором, заявив, что писала про него доклад.
«Хорошо написала?» — уточнил Алексей Текслер. И, судя по немедленно последовавшей фотосессии, ответ его удовлетворил.
Следующим пунктом программы был визит в музей бакальских рудников. Однако кортеж губернатора зачем-то уехал в частный сектор, где минут 20 плутал между домами. Казалось, губернатор заблудился. Но нет — традиционный «разворот» в итоге привел губернатора на улицу Лермонтова, где, как выяснилось, жители жаловались на порывы водовода, вследствие чего улицу и дома затапливает.
«Как так? В прошлом году городу выделялись деньги на водовод. Воды нет, зато наледь среди сугробов у каждого дома», — возмущен Алексей Текслер.
Глава Бакала Андрей Зарочинцев пытался ссылаться на то, что по плану были поставлены колонки, по одной на каждые два дома. Но кто-то из жителей самостоятельно «и непрофессионально» врезается в водовод. Ох, лучше бы мэр этого не делал…
Пара бабушек, оказавшихся возле губернатора, моментально парируют. Мол, сам водовод — порыв на порыве, осенью ради него раскопали улицу, да ямы так и остались. А кто-то без воды уже два месяца сидит.
«Жители толковее рассказывают, чем вы», — делает выводы Алексей Текслер в адрес мэра. — «Это бардак, конечно. Но мы с этим разберемся», — обещает он уже жителям, которые заодно рассказали про то, что на этой улице никогда не было асфальта, деревянные столбы ЛЭП бесхозные, да и о газе остается только мечтать.
«А как эти столбы вообще ставили, посреди дороги, что ли?» — удивляется стоявший чуть в сторонке министр дорожного хозяйства и транспорта региона Алексей Нечаев. — «Если дорогу нормально делать, хотя бы щебнем, гравием отсыпать, столбы выносить в сторону придется...»
Тем не менее губернатор дал четкое поручение: отсыпать улицу хотя бы щебнем. Линии электропередач также будут взяты на баланс. И по газу планы имеются…
Все это время губернаторский кортеж, автобусы которого опять едва не увязли в почти непроходимых для них сугробах, из-за забора одного из домов облаивал старый сторожевой пес. Он делал это честно — громко, грозно, с выражением, выполняя свой собачий долг. Но, стоило к нему подойти и ласково заговорить — начинал вилять хвостом и высовывать язык. И, кажется, даже чуть завыл от грусти, когда кавалькада автомобилей двинулась назад, в центр Бакала…
...Дворец культуры горняков — великолепный, сохранивший часть лоска советских времен (а в те годы шахтерские города, к которым относится и Бакал, могли себе позволить, мягко говоря, не экономить на объектах соцкультбыта, чем и пользовались) — культурный фасад города.
Директор дворца Андрей Рязанов с гордостью показывает губернатору хозяйство, которое здесь стараются бережно сохранить, а по возможности — развить. Развивать есть что — отличная малая сцена, совмещенная с хореографическим залом, фитнес-зал (пусть и выглядят современные тренажеры в интерьерах сталинского ампира несколько эклектично), великолепный основной зрительский зал, на сцене которого — уже расставленные инструменты местного ансамбля «Витязи», готовящегося дать юбилейный концерт.
В фойе — небольшой стенд с фотографиями старого моста, соединявшего две части города. Мост, выполненный в виде спирального съезда, был настоящей архитектурной изюминкой и еще одной гордостью города. Однако к 2010-м годам конструкции сооружения, нависавшие над железной дорогой, пришли в безнадежно аварийное состояние и в итоге были разобраны.
В свой предыдущий приезд в Бакал Алексей Текслер уже примеривался к вопросу воссоздания этого красивого, функционального, но технически и архитектурно очень сложного сооружения, форма которого так напоминает фирменные «развороты Текслера».
Остановившись возле стенда, губернатор начал расспрашивать Алексея Нечаева, насколько его министерство готово взяться за дело.
«Проект есть, он получил положительное заключение государственной экспертизы, стоимость — 401 миллион рублей, сроки строительства — два года. Готовы начать в апреле конкурсные процедуры и с мая приступить с работам», — отскакивало от зубов у министра дорожного хозяйства и транспорта.
По его словам, все расходы возьмет на себя бюджет области, а сам мост будет восстановлен в почти полном соответствии с изначальным проектом. Разумеется, с учетом новых требований безопасности к таким конструкциям.
«Тогда мы на совещании принимаем это решение и начинайте», — резюмировал Алексей Текслер.
Стоявшие в холле чуть поодаль несколько местных жителей даже негромко захлопали от радости.
Финальная часть визита Алексея Текслера прошла в здании Бакальского рудоуправления (БРУ) — градообразующего предприятия, чьи перспективы развития во многом определяют состояние дел в городе. Пока дела у БРУ и его основного владельца Владислава Шацилло обстоят «не очень»: судя по официальным данным, предприятие приносит убытки, сокращается штатная численность сотрудников, уровень зарплаты также оставляет желать лучшего…
Поле краткого посещения музея бакальских рудников губернатор провел сразу два совещания.
Первое было посвящено как раз вопросам развития БРУ и прошло в закрытом для прессы режиме. По словам двух участников совещания, господин Шацилло «подписался» на серьезные инвестиции (по некоторым данным — до 350 миллионов рублей), прежде всего — в обогатительную фабрику, что позволит в итоге и резко увеличить выручку предприятия, а также обещал проявить серьезную социальную ответственность. Выполнит ли он свои обещания, станет понятно довольно скоро, уже в нынешнем году — инвестиции такого масштаба и характера вряд ли спрячешь или сымитируешь.
На втором совещании рассматривались вопросы развития всего городского округа. На нем стало известно, что в городе, где даже в советские времена были проблемы со спортивными сооружениями, а теперь их и вовсе нет, построят физкультурно-оздоровительный комплекс. Осталось только определиться с местом постройки и необходимыми ресурсами.
«В Челябинской области не будет депрессивных территорий, региональная власть и бизнес будут совместно работать над этим», — подойдя к журналистам, подытожил результаты своей поездки глава региона.
И не поспоришь. Тем более спустя ровно два года с момента назначения Алексея Текслера на высший должностной пост в Челябинской области. Вот только об этом за всю поездку никто ни разу не вспомнил. Дела важнее...