В 2019 году Челябинской области впервые появились вице-губернаторы, отвечающие за определенные территории. С тех пор северную часть и горно-заводскую зону Южного Урала курирует Станислав Мошаров, в прошлом — председатель Челябинской городской думы. В интервью Первому областному информагентству Станислав Иванович рассказал, как глава региона ставит оценки мэрам, где городам и районам взять деньги и что общего в нелегкой жизни глубинки Челябинской области.
Кризис-менеджер или медиатор?
— Станислав Иванович, складывается впечатление, что вице-губернаторы по территориям — это такие кризис-менеджеры, «полпреды» главы региона в муниципалитетах. В чем специфика этой работы? Ведь традиционно для Южного Урала замгубернатора занимался определенной сферой жизни — строительством, культурой, социальной политикой...
— Я бы не назвал эту должность кризис-менеджером. На деле это разновекторная работа. Задача — глубже вникнуть во все проблемы, разобраться во всех историях и принимать важные и верные управленческие решения. Причем важно, что мы постоянно на прямой связи с губернатором, так что и он в курсе всего, что происходит в муниципалитетах. А если учесть, что губернатор сам регулярно бывает в территориях, то управление на уровне: постоянно появляются новые вопросы, поручения, и это всё тоже нужно контролировать.
— Если сравнивать с вашей работой главой миллионника-Челябинска во времена двуглавой системы — есть ли отличия? Все-таки сейчас вы курируете большей частью малые города, из крупных разве что Миасс и Златоуст.
— Когда есть опыт работы на муниципальном уровне — понимаешь, что происходит на территории. Механизмы принятия решений, актуальные проблемы, финансовую обеспеченность, полномочия. Плюс по всем муниципалитетам сегодня заложены знаковые объекты, которые были запланированы и реализуются по инициативе Алексея Леонидовича. Выполняются на территории мероприятия по национальным проектам и областным программам. Это тоже важная составляющая часть работы территориальных замов. И, конечно, — обратная связь. Те главы, которые понимают ее необходимость, работают очень активно.
Но, увы, на периферии не всегда хватает компетенций. В Челябинске-то их не всегда хватает, что говорить о малых городах! Поэтому одна из наших задач — помочь территориям использовать компетенции областных министерств. Так что мы часто даже не медиаторы, а катализаторы.
Один глава в поле не воин
— Существует ли рейтинг лидеров и аутсайдеров среди муниципалитетов Челябинской области?
— Сейчас такие выводы делать еще рано. Лишь в прошлом году почти повсеместно прошли выборы, муниципалитеты получили новые созывы представительных органов. Затем прошли конкурсы на должности глав. 25 вновь избранных глав в регионе! Причем 12 из них — совсем новые, впервые заступившие на должность.
— Но какие-то оценки работы вновь избранных глав уже появились?
— У нас еще на этапе конкурсного отбора не раз и не два были прямо откровения — мы людей не знали, но они выступали с такими хорошими программами... И даже если человек не победил на конкурсе, мы предлагали победителям — посмотрите, возьмите его программу. Например, с очень хорошей программой выступал один из кандидатов в Катав-Ивановском районе. Его проект реально ложился на территорию, там был свежий взгляд на все проблемы. Но и избранный глава Катав-Ивановска совершенно верно заметил: начну работу с изучения материалов проверки КСП. Глава Верхнего Уфалея в своей программе большое внимание уделил развитию ТОСЭР.
Главам сейчас нужно подбирать команду профессионалов. В Саткинском муниципальном районе, в Ашинском, Усть-Катаве, Озерске — хорошие команды уже сформированы. А ведь в Озерске тяжелое наследие, там много лет шли «коммунальные войны». Но сейчас там профессиональная команда, есть серьезные подвижки. Например, идет масштабная работа по программе «Чистая вода».
Сказ о пустом бюджете
— Кроме формирования команды, какие качества должен продемонстрировать недавно пришедший мэр?
— Когда приезжаешь в территорию, сразу видно, где есть недостаток общения власти и жителей. А общаться с людьми нужно, даже если возникают не очень удобные вопросы. Так что я бы на первое место поставил неравнодушие. У всех городов и районов есть общие проблемы, всех и всегда волнует сфера ЖКХ, дороги, общественный транспорт. Есть территории, где жители прямо говорят: мы до главы достучаться не можем, мы не можем с ним встретиться. Так до поры до времени было в Златоусте, в Трехгорном, пока там не ушли от двуглавой системы. В Миассе сейчас сформирован работоспособный депутатский конкурс, там наконец включились в систему выборов местные промышленные предприятия, перестали быть равнодушными. И наконец-то мы можем сказать, что в Миассе обстановка стала рабочей.
— Можно быть неравнодушным, но как решать проблемы, если в бюджете пусто? Идти на поклон к губернатору, к градообразующему предприятию? Но не всем повезло, не у всех есть РМК или «Магнезит».
— Инструментов для решения вопросов у глав на самом деле много — это и программа «Реальные дела», и федеральная программа «Комфортная городская среда», сейчас появилось еще и инициативное бюджетирование... Да, муниципалитеты сегодня все дотационные. Но вы же сами видите, что губернатор дает городу или району не просто средства, он дает инструмент для получения дополнительных доходов. Это касается и упрощенной системы налогообложения, и НДФЛ, и многого другого. Вот недавно было принято решение налоги на самозанятых оставлять в муниципалитетах.
Нужно, чтобы сам муниципалитет был активным. Пусть заявляются, проектируют, мы выйдем с этими проектами на федеральный уровень. Вот в Карабаше очень неплохо отработали программу «Чистая вода». Или, например, Куса. Там нет ни РМК, ни какого-то другого инвестора. Но Куса пробилась со своим ФОКом, а ведь это был многолетний недострой. Власти сумели сохранить этот объект, закрыли тепловой контур, не дали разворовать его. Сумели выйти на конкурс, получили средства из областного бюджета — и теперь будет ФОК!
— Именно в северной части области у нас все пять ТОСЭР. И везде натыкаются на некие проблемы. «Не взлетает ТОСЭР».
— Нет, я не могу сказать, что ТОСЭРы «не взлетают». Вот посмотрите на Верхний Уфалей. Да, появление там нового инвестора — личная заслуга губернатора, но, если бы не было территории опережающего развития, было бы сложнее убедить инвестора зайти туда. Мне кажется, нужно более тщательно заниматься этим вопросом. Сейчас будут продлевать на год режим льгот для ТОСЭР, и нам нужно будет просто точечно отработать этот год — и в Бакале, и в Озерске, и в Миассе, Снежинске, и в Верхнем Уфалее особенно.
— Есть проблемы, которые главы муниципалитетов и рады были бы решить, но у них просто нет возможностей. В том же Аргаяшском районе, например, отсутствуют строительные организации. Область тут может как-то помочь? Завести туда бизнес, рекомендовать, создать условия...
— Бизнес пойдет туда, где есть уверенность в завтрашнем дне, где власти не чинят никаких препятствий. В Аргаяше, согласен, сегодня найти жилье достаточно сложно, даже при экстренных ситуациях. Но губернатор уже поставил задачу муниципалитетам: подготовить площадки для строительства. Получить техусловия, подвести коммуникации и вести работу по поиску инвестора. А инвестор, я вас уверяю, придет. Нам, территориальным вице-губернаторам, вместе с профильным замом Сергеем Вернеровичем (Сергей Шаль, вице-губернатор, курирующий строительную отрасль. — Прим. ред.), поручено проверить все программы и по возможности их объединить. Ведь, например, программа жилья для детей-сирот курируется министерством социальных отношений. Расселение ветхо-аварийного жилья — другим ведомством. Отдельно под десять детей-сирот дом не построить. А вот если скомпоновать все программы на территории — уже что-то получится. Так произошло в Верхнем Уфалее, где были построены три многоквартирных дома. А ведь до этого тридцать лет вообще никакое жилье не строилось! Сейчас строится жилье в Юрюзани. Там пока нет такого комплексного подхода, но это первая попытка, лиха беда начало.
— И есть надежда, что «жить станет легче, жить станет веселее»?
— Так и будет. Я встречал территории, где несколько лет назад в бюджете в графе «дорожные работы» стояла цифра «0». Ноль! А сейчас бюджеты растут, в 2019 году — одна сумма, в 2020-м — уже вдвое большая. И для глав главное — правильно расставлять приоритеты. Если жители просят газификацию — то не надо строить баню.