Весь участок Транссибирской магистрали от Миасса до Златоуста, находящийся под контролем Южно-Уральской железной дороги, считается достаточно сложным: дорога идет через горы, изобилует «кривыми малого радиуса», то есть извивается как змея. По повторяющей эти изгибы автодороге нелегко проехать и куда более маневренному автомобилю. Что говорить о грузовом составе в 68 вагонов (именно столько, по данным пресс-службы ЮУЖД, насчитывал злополучный поезд, закупоривший Транссиб)?
Первое, о чем заботятся железнодорожники и местные власти — обеспечение безопасности. В аварии на путях никто не пострадал, но железнодорожные пути на перегоне «Сыростан — Хребет» проходят высоко над местной автомобильной дорогой. Поврежденные, сошедшие с рельсов вагоны могли в любой момент обрушиться еще и на автотрассу.
Поэтому в первую очередь автодорога, идущая вдоль аварийного участка дороги железной (на данный момент известно о 500 метрах поврежденных путей) была с обеих сторон блокирована постами сотрудников Миасского отдела ГИБДД. Правда, жители Сыростана жаловались корреспонденту Первого областного информагентства, что посты следовало бы выставить не только вблизи от участка ремонтно-восстановительных работ, но и на ближайших перекрестках: не подозревающие о ЧП автомобилисты просто утыкались в инспекторов ДПС и вынуждены были возвращаться, делая многокилометровый крюк, чтобы объехать место аварии по открытым дорогам.
Сам участок взяли под контроль стрелки ведомственной охраны РЖД. «Наверх», на собственно пути, не пускали никого из примчавшихся журналистов, ссылаясь на опасность, отсутствие допуска и работу на полотне сотрудников УФСБ по Челябинской области. По предварительным данным причиной аварии стал излом рельса. Эксперты должны выяснить, так ли это.
По «железке», также с двух сторон, из Златоуста и Челябинска, выдвинулись восстановительные поезда — специальные подразделения РЖД, «железнодорожные спасатели», оснащенные мощной техникой — подъемными кранами, тракторами, бульдозерами. Их первостепенная задача — разобрать затор, освободить полотно дороги и заменить поврежденные пути и контактную сеть. К восстановителям присоединились бойцы ГУ МЧС по Челябинской области. Всего на пике на поврежденном участке железной дороги трудились около 250 человек.
Это самая трудоемкая и опасная часть работы: поврежденные вагоны цепляли тросами и спускали на склоны, освобождая пути. В нескольких местах под откос отправлялись и рельсы со шпалами — эти участки подлежат замене. Впрочем, и тем, что остались наверху, доверия нет: даже смещение на несколько сантиметров чревато новыми ЧП.
Параллельно бульдозеры освобождали полотно от рассыпавшегося угля. Сыростанцы, узнав об этом, шутили, что теперь топлива поселку хватит надолго. Хотя позже уголь, конечно, будет собран — это как-никак собственность грузополучателя, объясняли железнодорожники.
Когда все вагоны оказались по обе стороны от надписи, пришел черед путейцев — специалистов по ремонту и укладке железнодорожных путей. Кроме того, энергетики ЮУЖД должны в ближайшие часы восстановить порванную контактную сеть. По предварительным данным, движение на участке будет восстановлено к 22 часам местного времени. Но в пресс-службе ЮУЖД предупреждают: планы могут поменяться в любую минуту, потому что аварий такого масштаба не случалось давно.