Жители Челябинской области в прошлом году перевели мошенникам 1 миллиард 300 миллионов рублей, а только за пять месяцев 2023 года злоумышленники обогатились за счет южноуральцев на 700 миллионов рублей. Об этом сегодня, 26 июня, сообщили представители ГУ МВД по Челябинской области.
Каждое четвертое преступление в регионе совершается с помощью телекоммуникационных технологий.
«Это всеобщая проблема, жертвой мошенников может стать любой человек, поскольку злоумышленники постоянно модернизируют схемы обмана. Более 46% киберпреступлений осуществляются по схеме „звонок от сотрудника банка“, 15,8% — объявления с рекламой об оказании услуг, интернет-магазины, социальные сети, 8,5% киберпреступлений составляет схема „ваш родственник попал в ДТП“», — рассказал заместитель начальника отдела управления по борьбе с киберпреступностью ГУ МВД России по Челябинской области Рустам Тукмамбетов.
Органами государственной власти разрабатывается комплекс мер по профилактике. В 2021 году на базе министерства общественной безопасности и ГУ МВД по Челябинской области была создана рабочая группа по разработке предложений для эффективного противостояния мошенничеству.
«Возникла необходимость в разработке государственной программы. По решению губернатора региона Алексея Текслера она была внедрена. Тем не менее сама программа — не догма. Ситуацию анализируем постоянно, профилактика должна носить системный характер»,— сообщил первый заместитель министерства общественной безопасности Челябинской области Владимир Гусак.
Вопреки распространенному мнению, что жертвами обмана становятся люди старшего поколения, статистка говорит, что на уловки мошенников чаще всего попадаются мужчины в возрасте от 25 до 44 лет, со средним достатком, проживающие в городе.
«Несмотря на то, что в прошлом году удалось снизить на 15% количество преступлений, возросли суммы хищений. Ущерб россиянам в 2022 году составил 14 млрд рублей. Жертвой может стать любой человек, однако мы видим, как вектор „работы“ мошенников смещается в сторону молодого работающего населения», — рассказала начальник отдела платежных систем и расчетов Отделения Челябинск Уральского ГУ Банка России Людмила Панина.
Мошенники тестируют новые пути обмана, и появились случаи выманивания денег по QR-кодам. Функция снятия наличных без карточки появилась еще несколько лет назад. Владелец карты в мобильном приложении формирует код на нужную сумму, передает сгенерированный код получателю, а тот забирает деньги из банкомата, просто просканировав QR-код. Злоумышленники также звонят от имени банка, просят сформировать код для отмены «подозрительной транзакции» и спокойно снимают ваши деньги. Поэтому никогда не храните изображение QR-кода в телефоне или в распечатанном виде. Также не стоит сканировать QR-коды от неизвестного отправителя — он может привести на фишинговый сайт.
Усилиями Банка России телефонные операторы заблокировали 756 тысяч номеров мошенников, также забанено более 1900 мошеннических ресурсов в социальных сетях. Банк России системно и регулярно проводит работу с финансовыми организациями и еще в прошлом году запустил ряд мер:
— внедрение банками сервиса «второй руки», позволяющего пенсионерам и инвалидам назначить себе помощника (из числа близких людей) для контроля и одобрения операций по карте;
— предоставление возможности гражданину устанавливать ограничения на максимальную сумму перевода по карте, а также на закрытие вклада или оформление кредита через интернет-банк;
— предоставление возможности клиенту формировать закрытый перечень лиц, в пользу которых возможно совершить перевод по карте.
«Внедряется еще один метод борьбы с мошенничеством — так называемый период охлаждения. Человек, который попался на уловки злоумышленников, обычно понимает, что с ним случилась беда, через несколько часов или дней. В обсуждении разработка — блокировать переведенную сумму на счете получателя на два дня и только потом размораживать перевод. Если человек поймет, что его обманули, в эти два дня он сможет вернуть деньги назад. Также вводится ограничение на подозрительные (ранее зафиксированные как мошеннические) счета — 30 дней на переводы по России и 60 дней на переводы за рубеж. Эти инициативы подготовлены. Очень действенным методом является повышение финансовой грамотности и правил кибергигиены. Банк России разрабатывает аналитические материалы, видеоролики и при содействии с органами власти распространяет информацию на объектах транспорта, на телевидении», — продолжила Людмила Панина.
Несмотря на меры профилактики, освещение проблемы в СМИ предвосхитить действия мошенников и сработать на опережение пока не получается.
«Центр общественного мониторинга помогает органам правопорядка и органам госвласти, запустили горячую линию по противодействию телефонным мошенникам. С начала года приняли 192 звонка от тех, кто стал жертвой злоумышленников. Каждый способ выманивая денег приводит, к сожалению, к новым, более изощренным способам. Средний возраст жертвы мошенника — 39 лет. И что будет дальше, когда молодое поколение не мыслит жизни без смартфонов, а технологии, которые быстро осваивают мошенники, идут только вперед? Безусловно, с учетом мер профилактики, нам удается помочь кому-то прекратить разговор и сохранить деньги. Но борьба будет долгой, быстрых результатов ждать не придется», — заключил руководитель АНО «ЦОМ» Олег Гербер.
Звонок от мошенников во время рабочего дня получила журналист Первого областного информагентства. Почитайте, что из этого вышло.