Жительница Челябинска Татьяна А. решила купить телевизор в комнату детям и отправилась в магазин «М-видео» в ТРК «Родник». Женщина выбрала подходящую модель вместе с продавцом-консультантом и решила оформить рассрочку на технику. После оформления заявки оказалось, что банк предоставляет не рассрочку, а только кредит. Татьяне предложение не понравилось, и она ушла из магазина без покупки. Через пару дней челябинка получила сообщение от банка «Русский стандарт» с красочной картинкой — «поздравляем с покупкой». Мы поговорили с Татьяной, съездили в магазин, связались с работником банка и вот что выяснили.
«Сообщение об оформленном кредите и кредитной карте в довесок пришло на электронную почту моей мамы. Технику в магазине я не получала, от покупки отказалась и никаких документов не подписывала. Единственное, ставила подпись в анкете заемщика, но это стандартная процедура на этапе оформления и клиента ни к чему не обязывает», — рассказала Татьяна А.
Испугавшись, что она могла стать жертвой мошенничества, женщина сразу отправилась в отдел полиции «Центральный» и рассказала о том, в какую ситуацию попала.
«Обращение зарегистрировано. Опрошены все участники конфликта. Проверка продолжается, выясняются все обстоятельства», — сообщили Первому областному информагентству в УМВД по Челябинску.
Директор магазина «М-видео» в ТРК «Родник» Артем Вафин узнал о случившемся только после звонка полицейских, сам связался с Татьяной и пообещал разобраться в случившемся.
Тем временем женщина отправилась в банк «Русский стандарт» и передала оператору письменное заявление, в котором ясно изложила, что товар в кредит она не оформляла, не подписывала и вносить ежемесячные платежи не намерена. В банке заявление приняли и сразу сообщили, что документы по договору еще не сформированы и предоставить бумаги они смогут только через семь дней. Вот так интересно получается: договора подписанного нет — а кредит есть, еще и с насчитанными процентами.
Из магазина в банк была отправлена заявка на оформление товара стоимостью 40 098 рублей, а по состоянию на 14 ноября Татьяна была должна уже 42 тысячи 9 рублей 76 копеек.
«Подтверждаем, что между вами и банком заключен и действует договор от 6 ноября 2022 года, в рамках которого вам открыт банковский счет», — сообщил в письменном виде «Русский стандарт». Все документы есть в распоряжении редакции.
Чтобы немного расшевелить систему и помочь Татьяне избавиться от навязанного кредитного бремени, мы вместе с ней отправились в магазин и узнали у сотрудников, как такое могло произойти.
Войдя в магазин техники, мы сразу отправились к стойке оформления кредитов. По счастью, смену как раз отрабатывала та самая девушка, которая оформляла заявку для Татьяны.
— Здравствуйте. Знаю, о чем пойдет речь. Я поторопилась, нажала кнопку авторизации. Была уверена, что вы подпишете документы. Я сразу сделала отмену авторизации после вашего отказа. Товар по кассе не проведен, документы вы не подписали — кредит не считается оформленным, просто в банке не сразу проходит расформирование документов, — объяснила специалист кредитного отдела «М-видео» Анна.
— Тогда почему вы сразу не связались с клиентом, не предупредили об ошибке, чтобы для Татьяны это не было хотя бы сюрпризом?
— Все остальные вопросы можете решить с нашим директором, я его уже позвала.
К нам подбежал веселый молодой человек в красной футболке и попытался разрядить обстановку извинениями, апеллируя к пресловутому человеческому фактору.
— С сотрудницей проведена беседа, вынесен выговор. Заявку на отмену авторизации мы отправили, сообщили об этом полиции. Умысла, мошенничества ни в коем случае не было. Мы работаем под камерами, товар по кассе не проходил. Обещаю, лично с вами свяжусь, как только из банка придет подтверждение отмены. Прямо здесь, в магазине, мы выдадим вам справку об отсутствии оформленных кредитов у нас, — заверил Артем Вафин.
И если с магазином и человеческим фактором все вроде бы встало на свои места, то вопрос, откуда в кредитном договоре клиента взялась еще и карта, о которой Татьяна не просила, оставался открытым. Первое областное информагентство связалось с поддержкой банка «Русский стандарт», и оператор уверил, что кредитная карта не могла быть привязана автоматически.
«При оформлении кредита на товар кредитные карты автоматически не выпускаются. Предлагается бесплатная дебетовая карта, чтобы можно было без комиссии оплачивать по системе быстрых платежей. Если договор отправлен на авторизацию, то автоматически заявка не аннулируется. Клиенту нужно оформить расторжение договора в магазине. Если договор не был подписан, то договор не считается оформленным. Для уточнения информации рекомендую обратиться клиенту в идентифицированный чат (из своего личного кабинета). Если регистрация личного кабинета будет успешной по номеру договора, то такой договор был оформлен и подписан клиентом. Или же обратиться на горячую линию 8 800 200 62 00 с контактного мобильного телефона, пройти устную идентификацию», — сообщили в «Русском стандарте».
Директор «М-видео» предположил, что проблема Татьяны будет решена на следующей неделе, к 23 ноября. Женщина теперь надеется, что вслед за расторжением несуществующего договора ей не придется выплачивать проценты за время действия кредита. Мы опубликуем новость после благополучного (или как получится) завершения истории.
UPD: после обращения журналиста Первого областного информагентства в магазин, банк расторг кредитный договор с несостоявшимся клиентом.