История о смерти челябинца в Шереметьево близка к завершению.
Известное на всю Россию «дело Чечикова» близко к завершению. По крайней мере, в гражданской своей части. Суд отказал родным молодого человека в выплате компенсаций за его смерть в аэропорту Шереметьево, потому что не нашел виновных. А действительно ли их нет? Кто в итоге будет нести ответственность за гибель молодого челябинца, была ли она несчастным случаем? «Первым областной» подводит предварительные итоги расследования, которое продолжается уже второй год.
ЧТО ПРОИЗОШЛО?
18 августа 2014 года. Над Москвой пролетал самолет авиакомпании Air Europa. На его борту из Барселоны возвращалась в Челябинск молодая пара. Артем и Елена только-только поженились, их семейная жизнь пока включала только красивую выездную церемонию регистрации брака на берегу озера и медовый месяц, который они провели в Испании. Отдых проходил без эксцессов: молодые люди осматривали достопримечательности, гуляли, плавали и катались на горках, наслаждаясь компанией друг друга. Как позже расскажет Елена Чечикова, даже алкоголь им был для веселья не нужен.
Самолет экстренно сел в московском аэропорту Шереметьево. Посадку запросил пилот, сообщив о чрезвычайной ситуации на борьбу. Как выяснилось, стало плохо одному из пассажиров — Артему Чечикову. 24-летний челябинец прекрасно чувствовал себя и во время перелета в Барселону, и во время отдыха в Каталонии, однако тут вдруг потерял сознание. О ситуации по радио сообщили бортпроводники. Пока пилоты пытались осуществить посадку, на помощь умирающему челябинцу бросились находившиеся на борту медики. Одним из них оказался реаниматолог из Кургана Валерий Лукъянов. Врач, диагностировав у Артема Чечикова клиническую смерть, начал проводить реанимационные мероприятия.
В 4:30 самолет сел в Шереметьево. Однако скорая помощь, которую пилот рейса Барселона-Челябинск запросил еще в воздухе, прибыла только в 6:12. «Ближайший пункт далеко расположен, в Москве были пробки» — последовавшие позднее объяснения были уже «в пользу бедных». Пока скорая ехала, к челябинцу прибыли медработники аэропорта. Но оказались они, как рассказывают очевидцы, далеко не во всеоружии: у прибора поддержания дыхания не оказалось батареек, а вместо мягких подстилок принесли каталку. Кроме того, дефибриллятор, который, как выяснили долгие разбирательства, у сотрудников Шереметьево был, не использовали. Артем Чечиков скончался на глазах у жены, пассажиров рейса и сотрудников аэропорта.
История поразила всю Россию. Как в лучшем аэропорту страны и одном из лучших в Европе допустили такое? Кто виноват в смерти челябинца? Шокирующий, вопиющий и ужасающий случай оставил за собой больше вопросов, чем ответов. На волне огромного общественного резонанса трагедию в Шереметьево обсудили на главных федеральных каналах страны, свое негодование в адрес аэропорта высказали не только простые обыватели, но и высокие чины. Прошел год и 2 месяца. Однако наказан никто так и не был.
КТО ВИНОВАТ?
По факту случившегося через неделю было возбуждено уголовное дело. Возбуждено оно было не в отношении кого-то конкретного, а по факту. Следователи усмотрели в случившемся признаки «причинения смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей» и принялись устанавливать виновных. Расследование продолжается уже больше года, однако оно не дало еще даже предварительных результатов. Обвинение все еще никому не предъявлено. Однако уже есть сдвиги. Как рассказал сайту «Первый областной» адвокат семьи Чечиковых Алексей Булгалин, в ближайшее время по факту случившегося будут проведены очные ставки. Это поможет восстановить хронологию событий и установить потенциально виновных в совершении преступления лиц. И было ли само преступление.
Есть и гражданское дело. Чтобы добиться справедливости, семья Артема Чечикова обратилась в суд с иском о выплате моральной компенсации. А чтобы привлечь к проблеме максимум внимания, запросили сумму побольше. Изначально в суд поступил иск от вдовы Чечикова Елены о взыскании компенсации морального вреда с размером притязаний 30 миллионов рублей. Впоследствии сумма снизилась до 10 миллионов, однако добавилось количество истцов: мать, отец и сестра погибшего. В итоге получился 40-миллионный иск. Ответчиков трое: авиаперевозчик Air Europa, аэропорт Шереметьево и центральная станция скорой медицинской помощи города Москвы. Семья Чечикова просила суд разобраться в ситуации и установить виновных лиц. Рассмотрение гражданского дела тянулось год и 1 месяц, во многом из-за 8-месячного перерыва. А его итог шокировал многих — в компенсации морального вреда Чечиковым отказали. Почему? Потому что, по мнению суда, никто в смерти молодого человека не виноват.
ПОЧЕМУ НЕ АВИАКОМПАНИЯ?
Долгое время один из ответчиков — авиаперевозчик Air Europa — в процессе вообще не участвовал. И именно из-за него он был остановлен на 8 месяцев. За это время материалы гражданского дела были переведены на испанский, чтобы представители компании могли принять в его рассмотрении непосредственное участие. Каталонцы оказались наименее конфликтным ответчиком, честно рассказав, что сделали все возможное и необходимое в сложившейся ситуации.В сеть даже попал фрагмент переговоров пилота с землей, из которого четко следовало, что он сообщил о сердечном приступе на борту. Единственное, за что мог зацепиться суд - испанский пилот запросил «ambulance», что в стандартной фразеологии означает «медицинская помощь», а не «реанимацию» (resuscitation). Однако он охарактеризовал ситуацию как «emergency» (чрезвычайная, аварийная), дополнительно пояснив, что помощь необходимо предоставить прямо к трапу самолета как можно скорее. Кроме того, авиаперевозчик даже уже почти согласился на выплату компенсации, видимо, опасаясь за свою репутацию, однако этого в итоге не потребовалось. Суд практически не рассматривал хронологию событий в воздухе, сделав акцент на том, что происходило уже после приземления самолета. А все, что случилось за бортом, к авиакомпании отношения уже не имеет.
ПОЧЕМУ НЕ СКОРАЯ ПОМОЩЬ?
С медиками ситуация вышла напряженнее. Станция скорой помощи вела себя в суде агрессивно, совершенно не рассматривая возможность выплаты компенсации за смерть молодого челябинца. Факт прибытия скорой помощи через час и 42 минуты после приземления аэропорта был объяснен дальним расположением и московскими пробками. Шереметьево опубликовал видеозапись с регистратора, по которой можно отследить хронологию прибытия скорой помощи к Артему Чечикову. На записи видно, что автомобиль медико-санитарной части аэропорта в 6:03 подъехал к контрольно-пропускному пункту аэропорта Шереметьево для согласования проезда «скорой» на территорию аэропорта. Сама карета «скорой помощи» прибыла в 6:09, а в 6:10 уже была на территории аэропорта. Отмечается также, что скорая потратила на путь до аэропорта менее 40 минут, однако в 6:12, когда она появилась на летном поле, судя по официальным данным, молодой человек уже был мертв. Таким образом отпал и второй потенциальный виновник в смерти 24-летнего челябинца.
ПОЧЕМУ НЕ АЭРОПОРТ?
Единственная надежда Чечиковых на восстановление справедливости была связана с аэропортом Шереметьево. Первоначальные данные о ситуации 18 августа 2014 года всецело указывали на виновность одной из лучших воздушных гаваней Европы в смерти молодого человека.Там и неподготовленные фельдшеры, и неисправное оборудование, и несвоевременное реагирование. Казалось бы, вина налицо. Однако Курчатовский районный суд не увидел вины аэропорта. По словам адвоката семьи Чечиковых Алексея Булгалина, между смертью челябинца и действиями медиков нет прямой причинно-следственной связи. Диагноз, который был поставлен в ходе экспертизы в рамках уголовного дела (перетекшей потом и в гражданское), — алкогольная кардиомиопатия. Было проведено и второе судебно-медицинское исследование, которое показало, что Артем Чечиков умер из-за нарушения сердечного ритма, алкоголь был не причем. Юристы не спорят с судом о причинах смерти молодого человека, однако просят прикрепить результаты второй экспертизы или провести третью.
Но суд стоит на своем: раз у молодого человека имелось хроническое заболевание, то как можно говорить о виновности медиков?
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Вердикт по гражданскому иску уже вынесен, однако адвокаты намерены его оспорить. В ближайшее время юристы получат мотивировочную часть решения суда, после которой намерены подать апелляцию. Они хотя настоять на том, что врачи спасти Чечикова даже не пытались. А если бы это было сделано, то все могло бы быть уже совсем иначе. Удастся ли семье Чечиковых добиться справедливости — большой вопрос. Если же в гражданском деле их ждет очередное фиаско, то останется надеяться на уголовное производство.
По результатам рассмотрения «уголовки», Елене и Ларисе Чечиковым вряд ли придется рассчитывать на большую денежную компенсацию, однако они не раз заявляли, что их главная цель — восстановить справедливость. А никакие миллионы уже не заменят молодого парня, который преждевременно покинул две своих семьи, даже не успев попрощаться.