Баскетбольный клуб «Челбаскет» начал подготовку к дебютному для себя сезону в Суперлиге. Команду возглавил специалист, уже имеющий опыт работы на этом уровне. Спустя 13 лет в Челябинск вернулся экс-игрок команды «Динамо-Теплострой» Евгений Горев. Главный тренер клуба в эксклюзивном интервью Первому областному объяснил, почему ради «Челбаскета» отказался от заманчивого предложения клуба Премьер-лиги, высоко оценил работу команды на трансферном рынке и рассказал, какие ставит перед собой личные цели и задачи в новом сезоне.
«Выбрал Челябинск, отказав клубу Премьер-лиги»
— Евгений Васильевич, спустя 13 лет вы снова в Челябинске. Только уже не как игрок, а тренер. Вероятно, вы сами не предполагали, что пути с Южным Уралом снова пересекутся?
— Почему же? В нашей жизни никогда не стоит сжигать за собой мосты. Тем более что три сезона в Челябинске оставили приятные воспоминания и впечатления. Так получилось, что минувший сезон я работал в Казахстане. Опыт хороший и полезный, но было желание вернуться домой, в Россию. Поступило одно интересное предложение, я предварительно дал свое согласие. Хотя и долго колебался. А потом на меня вышло руководство «Челбаскета».
— А название клуба, которому отказали, сможете сказать?
— Да, секрета в этом не вижу. Мне предлагали должность главного тренера женской команды «Динамо» Новосибирск, выступающей в Премьер-лиге. В этой связи хотелось бы еще и публично извиниться перед руководством сибирского клуба. Понимаю, что поступил не очень красиво по отношению к нему, они на меня рассчитывали, строили планы. Желание остаться в мужской структуре перевесило весы в сторону «Челбаскета».
— Почему же поменяли свой выбор? Что стало основной причиной в решении дать согласие возглавить «Челбаскет»?
— В первую очередь высокие амбиции и задачи, которое ставит перед собой руководство клуба. Даже уехав из Челябинска в 2010 году, я старался следить за тем, как развивается баскетбол в этом городе, следил за ним. Импонировало и то, какой симпатичный продукт выдавало челябинское «Динамо». Жаль, что этот проект не удалось довести до конца. Сегодня его продолжает «Челбаскет». Мне интересно было стать участником тех процессов, которые происходят в баскетбольном городе.
— Кто выходил с вами на связь? Президент или директор клуба?
— От кого исходила инициатива доверить мне должность главного тренера, я не знаю. Предполагаю, что все это решалось коллегиально. Наверное, у руководства клуба был пул тренеров, которых они рассматривали в качестве главного тренера. Лично я часто и много контактировал со спортивным директором клуба Максимом Перцевым. Причем задолго до того, как был основан «Челбаскет». Мы с ним играли вместе в «Динамо-Теплострой», сохранили хорошие и дружеские отношения.
— Не смущало то, что в Челябинске происходит частая ротация тренеров? Дмитрий Лебенков и Олег Мелещенко в «Динамо», Евгений Сорокин и Алексей Миронов в «Челбаскете» больше одного сезона в клубах не работали.
— А разве в других командах ситуация другая? К сожалению, это уже тенденция. Зачастую приглашение тренеров происходит исходя из среднесрочных задач. В итоге звучит формулировка «Закончили сотрудничество по истечении контракта», а что на самом деле стоит за этими словами, никто не знает. Также мы часто видим смену тренеров уже по ходу сезона. Считаю, что пусть даже через неудачи, но он должен пройти данный ему период, чтобы в итоге доказать свою состоятельность. Знаете, в бизнесе даже формула успеха есть, которая сводится примерно к следующему — если человек ошибся, значит, у него будет больше шансов на успех. Хотя бы потому, что он уже обжегся и не повторит собственных ошибок.
— Есть и другая теория. Многие тренеры утверждают, что команда строится за три года. Первый уходит на отработку тактики и игровых связей, второй — отшлифовку командных взаимодействий, а на третий коллектив уже может показывать достойный результат.
— Да, если мы говорим о системном и долгосрочном развитии клуба. Добавлю и еще один важный момент. Когда тренер приходит в новый коллектив, он может не знать некоторых внутренних процессов. А эти процессы могут косвенно влиять не только на игру, но и результат команды. На второй год работы он уже может учитывать эти моменты. А еще оставлять тех игроков, на которых рассчитывает. К тому моменту они уже знакомы с его требованиями, притерлись друг к другу и коллектив становится сильнее предыдущего. Но это все в теории, на практике бывают исключения.
«В клубе сразу сказали: быть ближе к народу — это часть работы»
— Приехав на «Финал четырех» Высшей лиги, исполнительный директор РФБ Владимир Дячок сказал интересную вещь: «В медийном плане „Челбаскет“ опережает многие клубы Суперлиги». Вы понимаете, о чем он говорит?
— До конца пока еще нет, не ощутил медийную работу «Челбаскета» на себе. Но соглашусь с ним — во многих командах Суперлиги консервативно подходят к таким вещам. Не все клубы готовы по-настоящему тесно контактировать с болельщиками, быть активными в информационном поле, проводить различные пиар-акции и активности.
— А вы готовы?
— Хм (после паузы). Многие тренеры, и я в том числе, стремятся к тому, чтобы рационально использовать время — для работы на тренировках и отдыха, как важного элемента восстановления от нагрузок. Но в штабе «Челбаскета» мне сразу дали понять, что медиаактивность — это тоже часть работы: надо быть ближе к народу, чаще идти на контакт с болельщиками. В принципе, я не вижу ничего в этом плохого. Главное, чтобы все это не мешало тренировочному процессу и не отражалось на игре ребят.
— Ну, площадка и плацдарм для этого у вас уже есть. В соцсети «ВКонтакте» у вас более 700 подписчиков.
— (Смеется.) Если честно, я слабо занимаюсь соцсетями. Захожу туда лишь для того, чтобы посмотреть новости, никаких других целей не преследую. А надо?
— Возможно. Зато благодаря соцсетям я узнал, что вы продуктивно провели лето. Что это за курсы повышения квалификации и проект «Тренербаскет»?
— Это проект, инициаторами создания которого выступили активные тренеры, работающие в России. Суть его в том, чтобы объединиться и помогать специалистам раскрывать свой потенциал, делиться опытом и наработками, повышать квалификацию. Этим летом СТБ (Союз тренеров по баскетболу) удалось собрать многих ведущих специалистов в одном месте на первой в истории конференции тренеров. В нем приняло участие большое количество тренеров, включая тренеров Суперлиги и ВТБ, были даже два иностранных специалиста. На этом проекте и я выступил с одной из тем в роли спикера.
— Какой?
— Совместно с тренером по ОФП Денисом Малининым, с которым взаимодействую уже несколько сезонов, поделились своими мыслями и наработками в вопросах физподготовки игроков. Вряд ли подробно могу рассказать об этой теме, она слишком обширна и специфична.
— Зато мы теперь знаем, какому аспекту вы будете уделять повышенное внимание в «Челбаскете».
— Да, «физика» — это основа основ. Я много внимания уделяю ОФП в работе с командой. И олимпийский лозунг у меня трансформируется в «Сильнее, Быстрее, Выше!». Сила стоит во главе угла, от нее все исходит. Хотелось бы взять с собой в команду того же Дениса Малинина, но он получил предложение от клуба, от которого нельзя отказываться. В этой связи очень рассчитываю в «Челбаскете» на Андрея Малышева. Хотя вопрос по еще одному специалисту по ОФП остается открытым. Возможно, к нему еще вернемся с руководством клуба чуть позже.
— Функциональное состояние игроков важно еще и потому, что не все они готовы выдержать долгий баскетбольный марафон. Сезон в Суперлиге стартует в октябре, а заканчивается в мае.
— Именно! Радует то, что «Челбаскет» хорошо усилился в этом межсезонье, произвел точечную селекцию. И в таком долгом по продолжительности турнире нужно максимально эффективно задействовать всех игроков, разгружать по возможности во время матчей лидеров команды. Именно поэтому все ребята должны быть в тонусе, находиться в хорошей физической готовности.
«Уровень Суперлиги в новом сезоне заметно упадет»
— Вы уже отметили, что «Челбаскет» заметно усилился. На бумаге состав команды выглядит конкурентно. Но на практике может получиться иначе. Мы не знаем истинный уровень команды и тем более не представляем, каков уровень игры в Суперлиге.
— Да, зато я работал в Суперлиге и понимаю, что она из себя представляет. Кстати, мне кажется, общий ее уровень в новом сезоне немного упадет. Связано это с большой миграцией игроков в Единую лигу ВТБ. Пошли на повышение «Уралмаш» и «Руна» и соответственно большая часть их игроков. Плюс получили приглашение еще несколько ребят от команд элитного дивизиона. Таких прецедентов не было. Раньше, как считалось? Если 1—2 игрока Суперлиги заключали контракты с клубами Единой лиги ВТБ — это нормально, 3—5 — уже много. Сейчас же счет пошел на десятки. В прошлом году МБА показало, что в элитном дивизионе вполне можно быть конкурентным с имеющимися ресурсами.
— Поэтому клубы Единой лиги ВТБ стали внимательней следить за рынком игроков в Суперлиге?
— Да, спрос на таких игроков вырос. Но связано это еще и с тем, что у топ-клубов снизились финансовые аппетиты. Зачем тому же ЦСКА приглашать звезд, если клуб не может участвовать в Евролиге? Кроме того, американцы и топовые европейцы не хотят ехать в клубы Единой лиги ВТБ. Они хотят биться против сильных соперников в еврокубках.
— Да, но «Челбаскету» от этой ситуации ни жарко, ни холодно. Потому что он никогда не играл в Суперлиге и не до конца понимает, что его ждет.
— Перед нами пока не стоят амбициозные задачи, мы — дебютанты. Но не хотим выглядеть на общем фоне скромно. Поэтому и команда значительно усилилась, руководство клуба провело большую работу на трансферном рынке. Будем работать над тем, чтобы бороться за высокие места.
— Спортивный директор клуба Максим Перцев уже озвучил задачу на сезон. Но скромную, подстелив соломку. То есть 9—10-е место будет расцениваться как успех, но команда постарается попасть в восьмерку и выйти в плей-офф.
— Мне нечего к этому добавить. Восьмое место, а именно попадание в плей-офф, всегда будет под чертой задач на сезон для многих команд. И я как тренер приложу все силы, чтобы оказаться там. Но самая большая ошибка дебютантов — переоценивать себя на старте сезона. Отсюда и скромная, на первый взгляд, цель занять 9—10-е места.
— Сейчас в клубе на каждую позицию есть как минимум по два равноценных игрока. В составе 16 игроков — этого достаточно на весь сезон?
— Да, сейчас в обойме 16 ребят. Это даже много. Допускаю, что не все смогут получить достаточно игрового времени по ходу сезона. Но мы же понимаем, что без травм и повреждений игроков сезон не пройти. Сейчас у нас начались первые учебно-тренировочные сборы. Хотим дать шанс проявить себя всем. С некоторыми из них я знаком, есть много местных ребят. Это было основной идеей руководства клуба — оставить уже имеющихся игроков, по возможности вернуть своих воспитанников.
— Кстати, в штабе «Челбаскета» гордятся тем, что его основу составляют местные баскетболисты. Но это может входить в противоречие с результатами команды. Общеизвестно, что в командах, как правило, ключевую роль играют приезжие игроки.
— Реализовать эту стратегию на практике сложно, но если есть местные игроки высокого уровня, то почему бы и нет? Мы же знаем, что Челябинск ломает стереотипы в разных ипостасях (улыбается). И в баскетболе клуб может стать примером для других. В Суперлиге сейчас 16 команд, а это 16 городов. А страна огромная! В клубах есть много игроков из тех городов, где вообще нет профессиональных команд. Такие ребята даже чаще добиваются успеха, выходят на высокий уровень. Хотя у пацанов из баскетбольных городов, казалось бы, больше возможностей стать топовыми игроками.
— Нужно вывести игроков из комфортной среды, чтобы он повысил свой уровень мастерства?
— Возможно, и так. Когда я уезжал из Новосибирска, то понимал, что должен работать над собой, предъявлять к себе максимум требований. Приезжаешь в другую команду — и у тебя нет права на ошибку. В противном случае с тобой разорвут контракт. Надо быть сильней и лучше местного игрока. Зачем клубу держать у себя баскетболиста, если в обойме есть примерно такого же уровня свой воспитанник? Это все упирается в вопрос ментальности. Если игрок выступает в другом городе, он требовательно относится к себе, а это отражается на его профессионализме и уровне мастерства. Поэтому — да, комфортная домашняя среда, возможно, иногда и мешает игрокам.
«Есть как минимум три вещи, которые важней тактики на игру»
— Еще будучи баскетболистом, знали, что затем станете тренером? Готовили себя к этому?
— Уже на закате карьеры, да, стал об этом задумываться. Смотрел за многими процессами со стороны, представлял, как я поступил бы в различных ситуациях на месте тренера. Ну и морально себя готовил к тому, что сменю род деятельности.
— У вас же учителя были хорошие. Одно имя Бориса Соколовского чего стоит!
— Да, я бы Бориса Ильича назвал глыбой. Человек с колоссальным опытом работы и непререкаемым авторитетом. Ему даже голос не надо было повышать, чтобы добиться от игроков того, чего он хочет. Ему необязательно вести себя эмоционально на тренерской скамейке во время матча для того, чтобы держать нити игры под контролем. Еще бы отметил таких специалистов, как Ромуальдас Петронис («АлтайБаскет») и Александр Лукин (ассистент БК «Иркут»). Их работа также произвела на меня большое впечатление.
— Как-то стиль и схема игры у «Челбаскета» изменится?
— Тактика — одна из последних вещей, на которую должен опираться тренер в баскетболе. Есть как минимум три аспекта, которые я ставлю выше тактики. Про функциональную подготовку я уже сказал. А еще выделю общую организацию работы, психологию и аналитику. Мне важно понимать, какой характер у игрока, как он коммуницирует с партнерами по команде, устойчив ли психологически и т. д.
— А еще сможет ли взять на себя игру в критический момент?
— Обязательно. Баскетбол — это игра концовок, исход матча решается зачастую на последних секундах. Поэтому нужно определиться с теми ребятами, на которых я могу опереться в такие моменты. Это в футболе можно выпустить на замену молодого игрока, и он забьет гол. В баскетболе так не работает. Здесь решает опыт. Матерые игроки могут весь матч быть в тени, но в нужный момент мобилизоваться и принести команде победу.
— В Челябинск вы приехали один, без помощников. Почему?
— Мне сообщили, что Алексей Миронов остается в «Челбаскете» в качестве ассистента главного тренера. Есть еще Владимир Емельянов. То есть два помощника у меня уже есть. Раздувать тренерский штаб нет смысла. Единственное, что мне хотелось бы усилить еще позицию тренера по ОФП Денисом Малининым. Но, как я уже говорил выше, он уже заключил контракт с другим клубом.
— У вас соглашение с «Челбаскетом» рассчитано на один сезон?
— Да, пока сошлись на этом варианте.
— Однако показателем вашей работы должен был стать не этот, а следующий сезон.
— Не совсем так. Этот сезон для «Челбаскета», возможно, является тестовым, во многом ознакомительным, но не для меня. Я хочу вывести клуб на новый для него уровень, показать с ним хороший результат. И доказать себе, что являюсь квалифицированным специалистом. Поэтому и воспринимаю предстоящий сезон для себя как определяющий.
— Это и есть цели и задачи, которые вы ставите перед собой лично?
— Только лишь отчасти. Я хочу, чтобы как команда, так и ребята сделали шаг вперед в своем развитии. Был отчетливо виден прогресс в игре клуба по ходу сезона. Скажем, работая в Барнауле, мы здорово провели стартовый отрезок чемпионата, были в зоне плей-офф. В итоге заняли 10-е место в «регулярке», но болельщики и специалисты положительно оценили ту работу, которую мы проделали с командой в течении сезона. Так и сейчас: я хочу, чтобы в течении сезона все смотрели не только на результат, но и могли оценить тот путь, по которому мы идем.