Континентальная хоккейная лига взяла первую в этом сезоне паузу на игры Евротура. Команды отыграли почти половину регулярного чемпионата, и самое время подвести предварительные итоги и оценить ту работу, которую проделали два клуба из Челябинской области.

Турнирная таблица регулярного чемпионата КХЛ не может не радовать хоккейных болельщиков Южного Урала. Первое место в лиге с 46 очками в 27 играх занимает магнитогорский «Металлург», второй с 44 очками в 29 матчах — челябинский «Трактор». Такое если и случалось когда-то, то очень, очень давно. При этом нынешние результаты клубов — закономерный итог той работы, которую в командах проводили в последние полтора-два года.

Стоит напомнить, что оба клуба решились на радикальные перемены не от хорошей жизни.

«Металлург» в плей-офф сезона 2018\19 вылетел в первом же круге, уступив «Салавату Юлаеву». Следующую регулярку начал так, что в итоге попал в плей-офф только с седьмого места в Восточной конференции. К тому же в клубе явно запоздали с давно напрашивавшейся перестройкой состава, который еще и совершенно не вписывался в принятый лигой «потолок зарплат».

«Трактор», вылетевший в сезоне 2018\19 в первом раунде плей-офф после сухого поражения от екатеринбургского «Автомобилиста», вместе со сменой губернатора Челябинской области сменил и руководство клуба (его президентом стал новый глава региона Алексей Текслер, а гендиректором — Борис Видгоф). Однако в итоге все закончилось грандиозным провалом — по ходу регулярного чемпионата сезона 2019\20 челябинский клуб, «прокрутив» в составе более 50 игроков, умудрялся скатываться на последнее место в турнирной таблице конференции и в итоге провел худший сезон в своей более чем 70-летней истории, став лишь 11-м в Восточной конференции и, разумеется, оставшись без плей-офф.

Любопытно, что оба клуба в итоге прибегли к одному и тому же «рецепту» выхода из кризиса.

И в «Металлурге», и в «Тракторе» начали с поиска нового руководителя клуба. И в обоих случаях был сделан очень удачный выбор.

В Магнитогорске вместо, похоже, потерявшего ориентиры «человека-сигары» Геннадия Величкина, два десятилетия руководившего командой, в октябре 2019 года у руля клуба встал Сергей Ласьков, до этого бывший топ-менеджером ММК и руководивший местным баскетбольным клубом.

В Челябинске в конце января 2020 года Бориса Видгофа сменил Иван Савин — экс-капитан «Трактора», после игровой карьеры удачно занимавшийся связанным с хоккеем бизнесом.


Кроме того, в обоих клубах была изменена структура управления и какое-то время ушло на смену управляющей команды («Трактор») и болезненный отказ от ряда дорогостоящих игроков («Металлург»).

Второй пункт — и в «Металлурге», и в «Тракторе» полностью доверились знакомым главным тренерам. В Магнитогорске карт-бланш был выдан Илье Воробьеву, в Челябинске смогли вернуть в «Трактор» Анвара Гатиятулина.


Наконец, третье — грамотная, со вкусом, селекция в условиях «потолка зарплат» в 900 миллионов рублей. И здесь если «Трактору» такой зарплатный бюджет был, в общем, привычен, то магнитогорцам пришлось серьезно умерять ранее куда более дорогостоящие аппетиты.

Любопытно, что в итоге рецепт качественного состава у клубов, при всей разности тренерских подходов у Гатиятулина и Воробьева, примерно одинаков:

— крепкая вратарская бригада с двумя опытными голкиперами (Олкинуора — Кошечкин в «Металлурге» и Вилл — Федотов в прошлом сезоне и Вилл — Гарипов сейчас в «Тракторе»);


— качественные, эффективные в атаке легионеры (Хальтстрем, Майе, Лайпсик, Карри — в Магнитогорске, Седлак, Гика, Пуллкинен, Пилут плюс формально не являющийся легионером белорус Бейлен в «Тракторе»);

— неплохой подбор опытных форвардов-россиян (Карпов, Голдобин, Зернов в «Металлурге», Калинин, Ткачев, Бывальцев в «Тракторе»);

— надежные игроки обороны (Пашнин, Земченок, Яковлев в «Металлурге», Яруллин, Телегин, Карпухин, Кулик в челябинском клубе);

— «свежая кровь» в лице молодых воспитанников клуба (тут у челябинцев за счет вернувшихся в «Трактор» форвардов выбор даже побогаче — Тертышный, Абрамов, Кравцов плюс Горюнов-Рольгизер, Шабанов, Лукин, Шолохов, Кирпичников, Алексеев против Юрова, Николаева, Дронова, Минулина в «Металлурге»).


В итоге у магнитогорцев в нынешнем сезоне собралась на редкость сбалансированная команда, играющая в тот хоккей, который проповедует Илья Воробьев. Лидерство в регулярке, случившаяся по ходу чемпионата серия из 14(!) побед подряд, первое место по числу заброшенных шайб и одна из самых крепких защит в лиге — яркие тому свидетельства. «Металлург» по большому счету уже готов к плей-офф и будет, пожалуй, самым явным фаворитом Кубка Гагарина.

У «Трактора» все немного сложнее — традиционно считающийся специалистом прежде всего в построении железобетонной обороны, Анвар Гатиятулин получил в свое распоряжение состав, где первые три звена форвардов и как минимум пара ведущих защитников нацелены прежде всего на атаку.



При этом на атакующий настрой команды не влияют и травмы, которые в некоторые моменты регулярки оставляли челябинцев без четырех-пяти ключевых игроков одновременно — глубина состава и уровень ближайшего резерва позволяет «Трактору» спокойно переносить потери.

И челябинцы, при Гатиятулине чаще всего действовавшие по принципу «и сами не играем, и другим не даем», превратились в команду, которая и сама играет в атаку, и дает атаковать оппонентам. Как следствие смены игровой модели — одно из сильнейших нападений в лиге (4-е место по заброшенным шайбам), но пока не слишком работающее большинство (в межсезонье челябинцы активно искали специалиста соответствующего профиля в тренерский штаб, но поиски окончились неудачей), и оборона, действующая далеко не лучшим образом (14-е из 24 команд лиги по пропущенным шайбам).

Впрочем, смена настроек в командном балансе позитивно сказалась на зрелищности — челябинцы почти в каждом матче держат интригу, то оставляя шансы сопернику там, где другие бы просто «засушили» уже выигранную игру, то выгрызая на «морально-волевых» матчи, которые, казалось бы, уже безнадежно проиграны. Около трети (9 из 29) игр с участием «Трактора» в итоге перешли в овертайм, в шести из них победителя выявляли в серии буллитов (пять серий выиграли челябинцы). С точки зрения маркетинга и работы с болельщиками это почти идеальный вариант. Хотя тренерам все это, безусловно, только прибавляет седины в волосах...


Задачи на вторую половину «регулярки» у «Металлурга» и «Трактора» предельно понятны.

Магнитогорцы нацелились на выигрыш регулярного чемпионата, что даст преимущество своей площадки во всех раундах плей-офф, включая финал Кубка Гагарина, с любой из команд Западной конференции.

«Трактору» предстоит серьезная борьба за второе место в Восточной конференции, что, по всей видимости, позволит встретиться в первом раунде плей-офф с соперником, не входящим в число российских хоккейных грандов (первые шесть мест на Востоке по факту уже определились: кроме «Металлурга» и «Трактора» это «Салават Юлаев», «Ак Барс», «Авангард» и «Автомобилист» — клубы, несомненно, более ресурсные, чем челябинский).

При этом по ходу «регулярки» челябинцам необходимо максимально отточить ту игровую модель, что предлагает Анвар Гатиятулин, а также подойти к играм плей-офф в максимальной боеготовности, залечив все травмы и успев набрать к февралю-марту лучшую форму.

Если «Металлург» и «Трактор» справятся с теми вызовами, что возникли перед ними в этом сезоне, вполне вероятно, что именно они могут разыграть между собой путевку в финал Кубка Гагарина.

Впрочем, на нынешнем сезоне жизнь не заканчивается. Сегодняшние ростеры челябинцев и магнитогорцев, продолжительность контрактов большинства ведущих игроков, наличие в составах довольно большого количества собственных воспитанников (у «Трактора» из 28 хоккеистов, выходивших на лед в этом сезоне, 13 — воспитанники клуба, и, например, Абрамов, Тертышный, Кравцов, Основин, Карпухин, Телегин, Кирпичников и другие вполне могут составить «молодое ядро» команды на долгие годы) говорят о том, что эти команды выстраиваются на перспективу в несколько лет. А значит, традиционное хоккейное противостояние двух южноуральских клубов будет радовать болельщиков еще долгое время...

Фото: Марина Власова (ИА «Первое областное»), Андрей Ткаченко («Челябинский обзор»), пресс-служба ХК «Металлург»