121-я школа радушно зачислила ведущую Дарью Годунову в старшие классы. Первый урок — экология. И сразу задача экологической пирамиды: необходимо вычислить, сколько гектаров земли потребуется, чтобы прокормить одного ученика 9-го класса массой 54 килограмма. Да-да, такое тоже решается математически.
Следом аутэкологическое описание растения и гербарий. А еще описание состояния растения: морфологического, экологического и физического. И химический анализ почвы на содержание органических веществ. И это всё в школе.
«Аутэкологическое исследование включает в себя определение растений по классам, отделу, царству, роду, виду, его систематическое положение, его описание морфологических признаков и его распространение во время цветения и плодоношения», — рассказывает ученица 11‑го класса СОШ № 121 Полина Грунь.
«Анализ почвы, что мы делаем, — это выборка растений почвы. Ну и анализ проводится на базе педагогического университета. Часть анализов, конечно, на базе школы проводим, а часть анализов там», — делится учитель биологии МБОУ СОШ № 121 Наталья Лисун.
Причем все школьники урока экологии хотят пойти в будущем на медицинские специальности. Что же дает экология медику?
«Это, во-первых, формирование естественнонаучного мышления, которое неотъемлемо связано с выбором этой профессии. Потом: вопросы экологии, ботаники — они входят в ЕГЭ, это и элемент подготовки к ЕГЭ. Экология — это вообще раздел общей биологии. И выделение ее в самостоятельную дисциплину связано с мышлением человека», — рассуждает учитель биологии МБОУ СОШ № 121 Наталья Лисун.
В 121‑й школе экология преподается внеурочно и как дополнительное образование. Чтобы дети были готовы к экзаменам, необходимо сформировать их мировоззрение и экологическую культуру. Даже в стенах школы всё в зеленых цветах — формирование зеленых коридоров важно в воспитании будущих экологов. И ухаживают за ними учителя и школьники. Даже на самой территории школы есть свежие посадки, ученики сами следят за газоном.
«Это свежие посадки этого года. Но тут грибковые поражения. И они будут сами сейчас их обрабатывать», — показывает учитель биологии МБОУ СОШ № 121 Наталья Лисун.
«Мы сейчас будем обрабатывать те растения, которые имеют явные признаки поражения грибком. Как определить? Очень просто. Часть листьев — зеленые, а осевая часть желтеет. Досталось нам это из магазина, с почвы такого не бывает. Нужно обработать корневую систему — надземные части», — объясняет учитель химии и биологии МБОУ СОШ № 121 Семен Маркитан.
Есть на Южном Урале и агроинститут в селе Миасском. Находится он в 39 километрах от Челябинска. В советское время здесь был техникум. С 1992 года его перепрофилировали в колледж. А в 1996‑м создали институт агронаправления. Готовят тут четыре вида специалистов — это агрономия, садоводство, технология производства и переработка сельхозпроизводства. Учатся там почти 600 студентов. Преподавателей всего 25 человек.
Лекции проходят прямо на улице. Например, ученики обрабатывают виноградники института.
«Наши виноградники могут быть не хуже виноделия Италии, если правильно их обрезать», — показывает студент ЮУрГАУ Владислав Логинов.
Лиану в качестве эксперимента посадили четыре года назад. И она стойко выдержала и вьюгу, и стужу, и засуху. Каждый куст винограда дает по 7,5 килограмм. Секрет — редкий полив и никаких удобрений.
Здесь, в селе Миасском, с ног на голову перевернули систему обучения. Раньше агробизнес развивали по принципу «выручка, прибыль — и ничего личного». Теперь в приоритете ресурсы. Никакой химии, подкормки и стимуляторов роста — они разрушают почву, а реанимировать ее сложно. Все равно что из зерна взрастить куст винограда.
«Это и загрязнение почвы, грунтовых вод. И опасно тем, что переходят в сельскохозяйственную продукцию и могут накапливаться там и нести вред человеку», — размышляет заместитель директора по учебной работе ЮУрГАУ Антон Калганов.
Растения должны, как в дикой природе, сами вырасти и привыкнуть к почве. Полевая практика в работе: в саду института цветут, пахнут и плодоносят южные абрикосы, выращенные из маленького семени.
«Мы берем косточки от корней собственных абрикосов с хорошими вкусовыми качествами, сеем их на постоянное место. И из-за того, что нет перевалки, растения обеспечивают урожайность в 100 раз больше. Мы уже получили четыре плодоношения», — рассказывает доцент кафедры агротехнологий ЮУрГАУ Александр Ваулин.
С одного куста снимают 14 килограмм сочного урожая за сезон. Не страшны растению ни зима, ни лето — ведь корень закалился и с рождения привык пробивать себе дорогу сам.
«Когда у вас растение с ненарушенной корневой системой, у него 90% находится не в замерзающем горизонте. И за счет этого оно зимой берет влагу, формирует антифриз и подпитывает надземную часть», — продолжает доцент кафедры агротехнологий ЮУрГАУ Александр Ваулин.
Продукты местного производства — это не только отличное подспорье для экономики, но и подпитка для экологии.
«Местные продукты — это не только сочно и вкусно, но и колоссальная помощь экологии. Во-первых, не нужно тратить ископаемые ресурсы на доставку, такие, например, как нефть или газ. Ну и самое главное —химические консерванты для долгого хранения тоже не понадобятся», — рассказывает корреспондент Екатерина Буша.
600 студентов ежедневно ищут лучшие экологические подходы в своей стезе. Пока специалисты садоводства думают о здоровье почвы, биологи часами корпят над микроскопами и колбами с органическими удобрениями, чтобы создать для предприятия по изготовлению льняного масла секретный состав.
«После уборки льна всегда на полях остается стерня и солома. Эти остатки не перегнивают в почве», — рассказывает студент ЮУрГАУ Илья Матвеев.
А студенты ландшафтного дизайна словно алхимики создают 3‑D проекты — как восстановить почву в Карабаше и чем лучше озеленить Магнитогорск.
«Любую почву можно поменять благодаря удобрениям. И мы как раз учимся и изучаем такие материалы, чтобы правильно подбирать удобрение к почве. Мы можем создавать территорию, которая была бы полезной для переработки углекислого газа и перевода его в кислород», — размышляет студентка ЮУрГАУ Ксения Лысенко.
Стены института выпускают 150 специалистов, и все они эксперты нового уровня, которые будут строить сельское хозяйство по новым принципам натурального продукта, где синтетические химикаты под запретом.
«Экологией надо заниматься, но на уровне просвещения. Серьезная просветительская работа возможна на всех уровнях, начиная с самых маленьких. Мы очень часто не отдаем себе отчет: мы своими повседневными действиями тоже влияем на изменение экологического пространства вокруг нас. И с этой точки зрения образование, которое вокруг нас реализуется, имеет очень серьезную базу для просветительской деятельности.
В системе образования у нас есть концепция экологического образования. Вроде как звучит глобально, а на самом деле там просто предложены самые разнообразные формы —экологического просвещения, обучения, дела, проекта. То есть мы можем посмотреть, как те базовые знания, которые мы порой получаем в школе, — по физике, географии, биологии можно применить к своей среде. Ведь экология — это прикладная наука», — объясняет заместитель министра образования Елена Коузова.