Удивительная картина «Девочка на шаре» хранит в себе множество тайн. Пабло Пикассо не было и 25 лет, когда он написал один из узнаваемых шедевров. Испанец по происхождению в то время жил в Париже и дружил с представителями богемы, в том числе с цирковыми артистами.
Центральной фигурой картины, конечно, является девочка — хрупкая, изящная, балансирующая. На контрасте перед ней сидит мощный атлет, причем сидит он на кубе, монументальной опоре, под стать его жизненному опыту. Одни считают, что он просто отдыхает, другие же видят в нем наставника юной акробатки.
Полотно завораживает неким отсутствием связи с реальностью, будто бы персонажи находятся в совершенно вымышленном пространстве. Интересен и тот факт, что «Девочка на шаре» является оборотом другой картины.
«Однажды Пикассо начал создавать портрет своего соотечественника, поэта и литератора. Но в какой-то момент, под тем или иным влиянием, художник, который часто пользовался своими старыми холстами для создания новых работ, решил с разделаться с портретом «по-свойски». Он резко сорвал его с подрамника, перевернул на обратную сторону и очень эмоционально прибил его гвоздями к холсту. Так началась история создания «Девочки на шаре», — рассказал ведущий научный сотрудник нового западного искусства Пушкинского музея Алексей Петухов.
Обратная сторона картины была загрунтована клеевым раствором, который впитался в холст. Это объясняет матовость и приглушенность оттенков, благодаря чему «Девочка на шаре» визуально похожа на фреску. Сейчас шедевр находится в собрании Пушкинского Музея Москвы. В России он оказался благодаря промышленнику и меценату Ивану Морозову. Он был обладателем внушительной коллекции искусства, которую национализировали после революции.