Подсчитать, сколько пар обуви сшила Светлана Саломатина, невозможно. На фабрике «Юничел» за швейной машинкой портниха работает 18 лет. Говорит, ей подвластно все, от классических босоножек до зимних ботинок «Антигололед».
«На данный момент у нас идут в производство женские сапоги. Я знаю все операции, так как имею большой опыт», — рассказала швея обувной фирмы «Юничел» Светлана Соломатина.
Челябинская обувная фабрика — это предприятие полного цикла. 90% комплектующих и деталей для обуви производят собственными силами. Однако, на заводе не скрывают: чтобы удержаться на плаву, руководство вынуждено реорганизовывать производство и подстраивать его под новые рыночные реалии. На одном из потоков сотрудники предприятия уже заметили перемены.
«Из-за оптимизации поменялось количество работников. Сейчас их где-то 150, а было 300 с небольшим», — ответила главный технолог обувной фирмы «Юничел» Оксана Ковалевская.
Челябинский обувной холдинг входит в тройку крупнейших российских производителей обуви. В его составе три фабрики — в Челябинске, Златоусте и Оренбурге. 600 фирменных магазинов в 250 городах России и Казахстана. С конвейера ежегодно сходит около 3 миллионов пар обуви.
Главной проблемой на пути развития производства на фабрике считают возросшую популярность маркетплейсов. В этом году в интернет-магазины хлынул поток дешевой китайской обуви. По словам директора торговой сети фабрики, законы по которым живут маркетплейсы и традиционный оффлайн ритейл, совершенно разные.
«Маркет-плейсы работают с другой системой налогообложения, с другими таможенными условиями и используют другие трудовые отношения. Все то, что для традиционного ритейла запрещено. Поэтому, можно сказать, что, работая на одном рынке, мы оказываемся в неравных условиях», — подчеркнула директор торговой сети обувных магазинов «Юничел» Екатерина Железнякова.
По данным китайской статслужбы, в июне Поднебесная продала России обуви на 287 миллионов долларов. Это рекордное значение во взаимной торговле с начала года. За месяц поставки выросли сразу на 47%. Но почти половина всей обуви — резиновая и пластмассовая. Натуральной кожи всего треть. И россияне соглашаются на такое качество.
«Денег нет и люди дорогое себе позволить не могут. Поэтому китайцы везут то, что требуется, но низкого качества. Если брать рыночные отношения, то продавец везет то, что покупатель покупает. У нас продавец и покупатель нашли друг друга. Они везут плохо и дешево, наши берут дешевое и жалуются на качество», — объяснил экономист Илья Данилов.
Недолговечная и дешевая обувь быстро изнашивается и попадает на свалки. Системы утилизации китайских сапог и ботинок пока не существует. По оценкам экологов, в мире перерабатывается менее 5% ношенной обуви.
«Обувь, как правило, это композитная материя из нубука и пластика. Поэтому она не попадет в классические методы переработки. Из-за этого весь объем пластика не перерабатывается», — заметил член комиссии ОП РФ по экологии и устойчивому развитию Владимир Лифантьев.
Решением проблемы могло бы стать развитие отечественных производств обуви из качественных материалов, которая служит годами. А пока, чтобы конкурировать с китайским экспортом, на Челябинской обувной фабрике оптимизируют производственный процесс.
«Мы решили отказаться от производства обуви на подошве ПВХ, которую отливали много лет. Сейчас в магазинах распродают остатки. На смену этой прочной, но довольно тяжелой подошве, пришли современные материалы — полиуретан и термоэластопласт. Они легкие и гибкие, долговечные и морозостойкие», — поделилась главный технолог обувной фирмы «Юничел» Оксана Ковалевская.
На фабрике говорят, что в ближайшее время поменяется и ассортимент продукции. В планах —развитие самых популярных категорий товаров. И чтобы его производить, нужны профессионалы. Поэтому речи о массовых увольнениях сотрудников не идет. Работников лишь могут перенаправить на другие производственные потоки. Руководство рассказывает, что прилагает все усилия, чтобы пережить непростые экономические времена и сохранить коллектив уникальных специалистов. А Светлана Саломатина, проработавшая на предприятии почти два десятка лет, уверена, что сошьет еще ни одну тысячу пар качественной обуви.