В Челябинском музее изобразительных искусств проходит выставка «В фарватере Айвазовского». Картины здесь понятны и взрослому, и ребенку. Можно часами стоять напротив полотна и изучать, как художник изобразил волны, людей и корабли. А вот с современным искусством все немного сложнее. Даже огнетушитель, например, мог бы стать одним из экспонатов. Так зачем же понимать современное искусство? Что это такое и как оно появилось? Разберемся вместе.
Для начала проясним, что каждый художник — современник своего времени. И авторы, которые сейчас рисуют, например, пейзажи или портреты в классической технике, тоже принадлежат к направлению современного искусства. То, о чем, мы хотим с вами поговорить называется contemporary art или искусство актуальное. Вот оно то и вызывает больше всего вопросов у зрителей.
«Грубо говоря, из подручных материалов художник может создать инсталляцию, но снабдить ее концептом. Тут смысл идет не в лоб. Нужно понимать контекст эпохи, знать личную историю художника, которая побудила его создать то или иное произведение», — отметила научный сотрудник Челябинского музея изобразительных искусств, член ассоциации искусствоведов России Вера Петрова.
Можно сказать, что современное искусство сдвинуло внимание с самого объекта на процесс. За примерами не будем далеко ходить. Из музея переместимся в галерею Ларисы Депершмидт, где сейчас представлена выставка «Опасный груз» Ольги Гражданкиной. Экспозиция — это высказывание художницы о школьной травле. И экспонаты здесь создают среду, в которой зритель проживает маленькую жизнь, а не смотрит на нее со стороны.
«Макси интересны тем, что внутри коробки художник тоже зашифровывает текст. По сути, эти объекты требуют расшифровки, распаковки. Зритель может с ними провзаимодействовать и узнать глубинные смыслы», — рассказала куратор галереи современного искусства «Larisa Depershmidt art gallery» Полина Исаева.
В качестве холста художница использовала коробки. И на них — не всегда размещены изображения. Так, в следующем зале с потолка свисают картонные и пластиковые надписи, которые как бы «давят» на зрителя. А после гости могут увидеть перфоманс самого автора. На видео Ольга пытается выбраться из коробки.
Да, перфоманс это тоже современное искусство. Контепорари-арт давно выбрался из багетной рамы и сделал своим холстом весь мир. И это не шутка. Так появились боди-арт, стрит-арт, виртуальное искусство. Новые художники даже используют искусственный интеллект. Поэтому не удивительно, что существующих понятий им оказалось мало, и они придумали свои.
«Есть даже такое понятие «медиум», которое стало синонимичным понятию жанр или вид. Сейчас мы можем встретить не только живопись, а перфоманс, акцию, детскую игрушку, уличную работу. И это будет искусством. Но оно вообще не вписывается в привычную систему высоких видов», — пояснила автор и куратор проекта «Цоколь» Анна Леготина.
А еще новые художники предпочитают вместо «произведение» говорить «высказывание», чтобы не навешивать ярлыки. И даже рабочее место таких творцов вас удивит. Как правило, в их мастерских белые стены. А во главе всего стоит стол для переговоров, потому что, как говорят сами художники и искусствоведы, современное искусство про смысл, а не про форму.
В мастерской «Цоколь» помогают развиваться современным художникам. Сейчас в творческом комьюнити 7 резидентов и два куратора. Вместе они прокладывают дорогу контепорари-арт в Челябинске.
«Для начала мы узнаем, что хочет сказать художник, как он хочет себя показать, в каком медиуме он хочет работать. Потому что искусство — оно всегда искреннее. И если оно пытается под что-то мимикрировать, это видно», — отметила автор и куратор проекта «Цоколь» Марина Денкевич.
Современное искусство — это отражение реальности художника. Оно работает как психотерапия. Одна из резидентов мастерской Ольга Антипина сейчас в состоянии перехода из классического жанра в актуальный.
«Мое академическое обучение заканчивалось соцреализмом или 19 веком, где в основном лежат ценности академического художника и казалось, что ты там и живешь. Но как оказалось, можно выйти за собственные рамки», — поделилась резидент мастерской «Цоколь», преподаватель, живописец Ольга Антипина.
Путь к новой жизни начался с «Листочка». Так называется картина, которая стала поворотной в жизни Ольги. В тот момент она не думала ни о высоком жанре, ни о том, что подумают люди. Она была здесь и сейчас. Осень, парк и упавший листочек.
Теперь Ольга ищет красивое не в величественных храмах, а в обыденной жизни. А еще учится создавать свои «высказывания» по-новому, с помощью лепки. Так, на свет появились лампы-трубы ТЭЦ-3 и «ожившая» школа. Сейчас художница черпает вдохновение на заводе ЧТЗ. Рисует, что называется «с натуры» и сама приходит в цех с мольбертом.
Чтобы «прочитать» произведение, нужно знать «язык» автора. А диалектов в современном искусстве столько, что за одну выставку их всех не изучить. В Челябинске всего два пространства, где выставляют контепорари арт — это галерея Ларисы Депершмидт и «Окно». Получается, что у челябинского зрителя очень маленькое соприкосновение с так называемым актуальным искусством. Возможно, это еще одна причина почему люди его не понимают. У них просто нет возможности найти «своего художника».
«Действительно молодых авторов очень много. А у нас слишком короткий выставочный промежуток. Хотелось бы показать больше. Есть авторы, с которыми можно работать, а есть авторы уже состоявшиеся, которых мы с удовольствием показываем. Это все наши горожане», — рассказала основатель галереи современного искусства «Larisa Depershmidt art gallery» Лариса Депершмидт.
В своем «высказывании» современный художник может ностальгировать, рефлексировать, задавать вопросы или просто смеяться над собой, искусством и зрителем, как это делает автор из Челябинска Лев Гутовский. На своем диске он прямо пишет «сумбур вместо музыки». И кого-то это может возмутить или разозлить, а значит художник добился того, чего хотел. Вызвал у вас эмоцию и не оставил равнодушным. К слову, во все времена находились фрики в мире искусства, а сегодня в художественных школах их изучают как революционеров и основателей новых жанров.