Пятилетка — это план развития экономики государства на пять лет. Весь советский период экономика нашей страны строилась по такому принципу. Но именно первая пятилетка стала переломной для молодого государства. Отсталая аграрная страна, претендующая на то, чтобы стать одним из мировых лидеров и витриной коммунизма, просто не могла конкурировать с такими ведущими на тот момент буржуазными державами как США, Франция и Великобритания. Так что, переиначивая поговорку, «если бы пятилетки не было, ее надо было придумать». Но обо всем по порядку.

Итак, двадцатые годы. Молодая советская республика буквально лежит в руинах. Позади ― мировая война, две революции, гражданская, которая тоже унесла несколько миллионов жизней. В одних областях ― полная разруха, в других ― голод. НЭП, новая экономическая политика, ситуацию не спасает совершенно.

Чтобы вы понимали, СССР, в эпоху, о которой мы говорим, это абсолютно крестьянская нищая страна с сохой. С таким багажом претендовать на место под солнцем на планете, и уж тем более распространять красную идею о преимуществах социализма ― не вариант. И Сталин, который к тому времени окончательно укрепил свою власть, понял, что стране нужна индустриализация. И мало того, что нужна, сделать ее необходимо как можно быстрее. Именно от индустриализации зависело быть или не быть нашему государству.

Итак, экономика плановая. А значит, согласитесь, нужен какой-то план ― что мы вообще делаем? Что и где строим? А самое главное ― какими силами? В кратчайшие сроки надо было модернизировать все! Сельскому хозяйству нужны тракторы, тяжелой промышленности ― станки, обороне ― танки, самолеты, машины. Промышленная революция подразумевала полное переустройство общества. И вот, в 1928 году объявили первую пятилетку.

Перво-наперво нужно было вытащить страну из технической отсталости. А тогда она составляла от 50 до 100 лет в сравнении с ведущими государствами. Индустриализация набирала обороты. Представить это сложно даже сейчас, а тогда ― уму непостижимо: за пять лет запланировали построить больше тысячи предприятий прямо в чистом поле! Причем, в основном, это была тяжелая промышленность ― заводы сельхозтехники, станков, труб и металлоконструкций, а также металлургические и другие комбинаты. Из ближайших к нам ― Уралмаш в Екатеринбурге, Магнитогорский металлургический комбинат и наш родной ЧТЗ ― Челябинский тракторный завод.

Верхушка партии понимала, что война ходит вокруг да около, но откровенно готовиться к ней было нецелесообразно. Все понимали, что следующий конфликт будет «войной моторов». Поэтому все производства класса А — это тяжелая промышленность, топливная, машиностроение и так далее ― строили так, чтобы можно было в максимально короткое время перевести их на военные рельсы. Вот, например, наш ЧТЗ изначально делал тракторы, а в войну выпускал танки для фронта.

Все «тяжелые» производства стали смещать на восток ― подальше от центральных и западных регионов. Опять же потому, что понимали, откуда скорее всего будут нападать. При этом абсолютно все находилось в руках государства ― никакой частной собственности, акционерных обществ, бирж и «капиталистической шелухи». Директора назначала партия и он отвечал за выполнение плана.

Но оставим в покое заводы. Что с людьми? В годы первой пятилетки у народа появилось множество социальных лифтов. Основной, конечно, это стройка. В городах строилось буквально все!

Да, это была работа по типу «бери больше ― кидай дальше». Молодежь уезжала на стройку, потом попадала на завод и вот, в тридцатые уже треть страны жила в городах. А Россия перестала быть полностью крестьянской страной. Плюс, ввели обязательное начальное образование. Стали строить школы и расширили сеть вузов. Правда, в этой сфере был нюанс. И назывался он «классовый подход». То есть, если ты из рабочих или крестьян поступить в «вышку», тебе будет намного легче, чем интеллигенции. Да и сдать сессию будет проще по той же причине. Класс-гегемон делал ставку на пролетариев, поэтому процесс получения высшего образования для студентов от станка существенно облегчили. Лишь бы работать быстрее пошел.

Кстати, о работе. Точнее, о графике. С 1917 года люди трудились по восемь часов шесть дней в неделю. С началом первой пятилетки смены стали сокращать до семи часов в день и пересмотрели рабочую неделю в целом. А все потому, что необходимо было убрать все тормоза, которые могли замедлять индустриализацию.

Всех работяг разделили на пять частей, каждой дали свой график ― четыре через один. Получилось так, что страна работала каждый день, а отдыхала в это время лишь пятая часть населения. Звучит классно, но по факту экономический эффект оказался сомнительным, да и люди жаловались на сложности в семейной жизни. Мол, графики не совпадают. Как демографию-то поднимать? Так что идею свернули, и все стали работать пять через один.

Впрочем, безработицу в стране побороть все же удалось. Как и выполнить множество других пунктов. В стране заново отстроили целые отрасли и впервые начали производить промышленный азот, синтетический каучук и искусственное волокно. Построили Днепропетровскую гидроэлектростанцию и проложили магистраль Турксиб. В стране заработали заводы ГАЗ и ЗИС, которые живы до сих пор. И это всего за пять лет!

Всего пятилеток было 13. Последнюю так и не закончили, потому что страна распалась. А вот первая вошла в историю как великий подвиг советского народа.