Такой разношерстной публики, пожалуй, не встретить даже на громких театральных премьерах. Творческая интеллигенция, чиновники с женами, священники и одинокие дамы в вечерних туалетах. Шум смолкает. Высший свет аплодирует, театральный гаснет. Внимание бомонда приковано к сцене.
Тот самый чеченский мальчик Умар в голубой стеганке, словно сошедший с экрана одноименного фильма Никиты Михалкова. Знакомый по картине «12» школьный спортзал. Именно здесь присяжные заседатели будут решать ― виновен ли Умар в убийстве приемного отца, русского офицера.
Пространство сцены во время спектакля было наполнено говорящими деталями. По потолку спортзала проложили трубу теплотрассы, заткнутую старой подушкой ― как олицетворение русской безалаберности. В углу, за решеткой, поставили рояль, чтобы дети не баловались. Он явился символ бессмысленных запретов.
Сам Михалков называет «12» постановкой очень русской и очень правдивой. И правда в интерпретации мэтра, порой, крайне нелицеприятная!
«Слушать правду — это тяжкий труд. Это испытание. Тяжелая правда помогает исправить то, что не получается. Неправда усугубляет беду много позже», ― отметил режиссер, актер, Герой труда Российской Федерации Никита Михалков.
Три с половиной часа челябинская публика слушала и смотрела правду Никиты Михалкова. Внимание зрителей мастерски удерживала безупречная игра артистов. На сцене трудился звездный актерский состав. Николай Бурляев, Сергей Степанченко, Владимир Долинский и многие другие. Роль председателя суда присяжных, офицера в отставке играл сам Никита Михалков.
«Спектакль очень сложный и многогранный. Там показаны ценности разных людей. Там показаны тонкие вещи, которые может прочувствовать глубокий человек. Про все и про каждого. И знаете, что меня удивило ― никто не ушел. Залы были полные», ― рассказала депутат Государственной Думы РФ от Челябинской области Яна Лантратова.
Постановку «12» привезли в Челябинск и Магнитогорск по программе «Большие гастроли». Показы поддержали «РОСКОНЦЕРТ», Министерство культуры России и Правительство Челябинской области. Сам Михалков говорит, что в рамках «Больших гастролей» мечтает привезти на Южный Урал еще один новый спектакль, по мотивам пьесы немецкого драматурга Бертольда Брехта.
И во время интервью, и на сцене Никита Михалков говорил метафорами. В финале спектакля «12» чеченского мальчика оправдали. Воробей, случайно залетевший в спортзал, отправился на волю, в открытое окно.
Заставить задуматься. Как позже признался Никита Михалков ― именно этого он хотел добиться постановкой «12». Чиновники, священники и даже те самые дамы в вечерних туалетах расходились после спектакля молча. Это ли не показатель, что задумка мэтра удалась!