Депутаты Госдумы предложили блогеров приравнять к журналистам. Об этом, кстати, они и сами просили.
Чтобы иметь возможность делать официальные запросы в органы власти и получать ответы на злободневные темы. Но может ли блогер стать полноценной профессией, на которую нужно учиться? И как на предложение отреагировали журналисты?
Ответы в специальном репортаже Артура Ишпулатова.
Неоднозначно предложение депутатов зарегистрироваться в качестве СМИ воспринимает челябинский блогер Соня Гудим. По словам инстаграм-дивы, бумажная волокита и беготня по ведомствам может отбить желание снимать видео. Но с другой стороны — это поможет сделать информацию в публикциях достовернее. Например, недавно у Сони просили разместить рекламу марафона, где худеющим женщинам предлагают три недели пить один сок. Но от сотрудничества с сомнительным рекламодателем челябинка отказалась.
Такая ответственность уже лежит на журналистах. И депутаты Госдумы предложили блогеров приравнять к средствам массовой информации.
Это должно решить сразу несколько проблем. У блогеров будет трудовой стаж при выходе на пенсию, а государство получит налоги от доходов с рекламы. Но предложение парламентариев заставило журналистов схватиться за сердце.
Елена Попова около 30-ти лет работала журналистом в печатных изданиях. Но решила перебраться в онлайн. Прошла вебинары о технологиях СММ, ведёт бизнес-аккаунты в соцсетях. И консультирует начинающих блогеров. Помогая им начать зарабатывать. По словам женщины, подписчики любят истории. А их нужно уметь правильно писать.
Женщина уверена: журналист может быть блогером, но блогеру — не стать журналистом. Ведь это профессия, которой учат в университетах. Но 21-й век диктует свои правила. Лайки, комментарии, кружащая голову слава и, конечно, монетизация пробуждают желание быть блогером. А ведь ещё несколько лет назад грёзы детей были приземлёнными — стать учителем, пожарным. А самой смелой мечтой было не набрать миллион подписчиков, а полететь в космос. Под запросы будущего поколения в Челябинске открыли международную школы профессий. Где учат мастерству видеоблогинга.
На этом занятии не нужно писать, читать и складывать в уме. Вместо учебников у детей — смартфоны! Все они начинающие тиктокеры. На уроке восходящих звёзд учат создавать «годный контент». Детям рассказывают про крупность планов. Ведь ролики должны быть эстетичными.
От теории сразу к практике! Начинающих блогеров делят на команды. Девятилетний Арсений Соколов о Тик Токе узнал от одноклассников, сразу же завёл аккаунт и начал снимать. Выглядеть обычно в массе других блогеров — не для него. Чтобы привлечь подписчиков, и точно попасть в рекомендации соцсети, покрасил волосы в синий цвет.
В качестве оператора себя пробует Михаил Кожунов. Мальчику семь лет, а на его страницу в Тик Токе уже подписаны более двухсот человек! В своём профиле Миша рассказывает о компьютерных играх. У маленького ребёнка — большие мечты! Хочет, чтобы у него был миллион подписчиков.
По данным агентства по работе с блогерами WildJam, популярные тиктокеры в среднем получают по 300 тысяч в месяц. Это доходы от рекламы. У начинающих, которые имеют аудиторию в пять тысяч и больше, доходы скромнее от 20 до 40 тысяч. Затраты на производство контента небольшие, зато заработок — как у штатного журналиста в издании.
Но знания школы блогеров для детей не помогут построить головокружительную карьеру. Продолжать обучение блогингу нужно и в высших учебных заведениях. Так посчитали специалисты Томска. И в политехническом университете включили Тик Ток — в образовательную программу! Вуз даже завёл свой аккаунт в этой социльной сети. И учит ей пользоваться бизнесменов, чтобы увеличить свои продажи.
И если в Томском политехе учат пользоваться Тик Током, то в Южно-Уральском госуниверситете готовы выпускать полноценных блогеров. Правда, с квалификцией журналиста. Во-первых, образовательные программы разрабатывает министерство науки и высшего образования. И открывают те направления, которые государство готово финансировать. Во-вторых, блогеры, как и работники СМИ, должны обладать социально-гуманитарными знаниями, уверена завкафедрой журналистики ЮУрГУ — Людмила Шестёркина.
Вот и получается, что инициатива приравнять блогеров к журналистам может привести к изменениям. В Южно-Уральском госуниверситете уверены: это будет нечестно, если журналист 4 года обучается профессии, а блогеры-любители просто получат статус СМИ. Чтобы идея депутатов заработала, тогда нужно перестраивать и сферу образования.